© автор - Ћеонид  аганов


ѕ≈–≈ƒќ ћЌќ… —“ќ»“ Ќ≈Ћ≈√ јя «јƒј„ј - Ќјѕ»—ј“№ Ё“ќ“ «ј√ќЋќ¬ќ  “ј , „“ќЅџ ≈√ќ Ќ≈ ¬ќ—ѕ–»Ќ»ћјЋ»  ј  –≈ ЋјћЌџ… ѕ–»≈ћ "Ќ≈ „»“ј…“≈ Ё“ќ√ќ!!!" ƒј, я ЋёЅЋё Ў”“ » » –ќ«џ√–џЎ», Ќќ Ё“ќ Ќ≈ “ќ“ —Ћ”„ј…, »  ј  ”Ѕ≈ƒ»“≈Ћ№Ќќ — ј«ј“№ ќЅ Ё“ќћ, я Ќ≈ «Ќјё. ’ќ–ќЎќ ѕќЌ»ћјя –≈јЋ№Ќ”ё ‘»«»„≈— ”ё ќѕј—Ќќ—“№ ѕ–≈ƒ—“ј¬Ћ≈ЌЌќ√ќ Ќ»∆≈ “≈ —“ј » –≈јЋ№Ќџ… ¬–≈ƒ,  ќ“ќ–џ… ћќ∆≈“ Ѕџ“№ »ћ ЌјЌ≈—≈Ќ, я ѕ–ќЎ” ќ“Ќ≈—“»—№   Ё“ќћ” ѕ–≈ƒ”ѕ–≈∆ƒ≈Ќ»ё — ћј —»ћјЋ№Ќќ… —≈–№≈«Ќќ—“№ё, ¬ќ—ѕ–»Ќ»ћјя ≈√ќ Ѕ” ¬јЋ№Ќќ » Ќ≈ —„»“јя „ј—“№ё Ћ»“≈–ј“”–Ќќ√ќ «јћџ—Ћј »Ћ» ƒ≈Ў≈¬џћ —–≈ƒ—“¬ќћ ѕ–»¬Ћ≈„№ ¬Ќ»ћјЌ»≈.

≈—Ћ» ¬џ ќЅЋјƒј≈“≈ ѕќ¬џЎ≈ЌЌќ… ¬ѕ≈„ј“Ћ»“≈Ћ№Ќќ—“№ё »Ћ» Ќ≈ —“ќѕ–ќ÷≈Ќ“Ќќ ”¬≈–≈Ќџ ¬ ”—“ќ…„»¬ќ—“» —¬ќ≈… Ќ≈–¬Ќќ… —»—“≈ћџ, ¬јћ Ќ≈ —Ћ≈ƒ”≈“ „»“ј“№ Ё“ќ. ’ќ“я “≈ —“ ќ“Ќќ—»“—я   ∆јЌ–” Ќј”„Ќќ… ‘јЌ“ј—“» », Ќќ —ѕ≈÷»јЋ№Ќќ — ќЌ—“–”»–ќ¬јЌ Ќј ќ—Ќќ¬≈ ”„≈ЅЌ» ќ¬ ѕ—»’ќ—ќћј“» » » —ќƒ≈–∆»“ ¬—“–ќ≈ЌЌџ≈ ЁЋ≈ћ≈Ќ“џ –≈јЋ№Ќќ√ќ ¬ќ«ƒ≈…—“¬»я Ќј ѕ—»’» ”, ѕ–ќ¬≈–≈ЌЌџ≈ ¬ ƒ≈…—“¬»». “≈ —“ ќ ј«џ¬ј≈“ —¬ќ≈ ƒ≈…—“¬»≈ Ќј ќ„≈Ќ№ Ќ≈ЅќЋ№Ўќ… ѕ–ќ÷≈Ќ“ „»“ј“≈Ћ≈…, Ќќ Ё“ќ“ ѕ–ќ÷≈Ќ“ –≈јЋ№Ќќ —”ў≈—“¬”≈“.

≈—Ћ» ¬џ –≈Ў»“≈—№ ѕ–ќ„≈—“№ “≈ —“, ¬џ ƒ≈Ћј≈“≈ Ё“ќ Ќј —¬ќ… —“–ј’ » –»— , Ќ» ј¬“ќ–, Ќ» »«ƒј“≈Ћ№—“¬ќ Ќ≈ Ќ≈—”“ ќ“¬≈“—“¬≈ЌЌќ—“» «ј ЋёЅџ≈ ѕќ—Ћ≈ƒ—“¬»я, ¬џ«¬јЌЌџ≈ ѕ–ќ„“≈Ќ»≈ћ Ё“ќ√ќ “≈ —“ј.

«ј Ћя“»≈ ƒ”’ќ¬ “≈Ћј
экспериментальный текст

я вижу огни,
вижу плам€ костров,
Ёто значит, что здесь
—крываетс€ зверь.
я гналс€ за ним
—только лет, столько зим.
я нашел его здесь,
¬ этой степи.

¬.Ѕутусов

* * *

- —нимите с него наручники. ’отите курить? Ѕерите "ѕарламент". ƒа хоть всю пачку, не стесн€йтесь, дл€ хорошего человека не жалко. »так, —тепцов, полтора года назад вы зверски изнасиловали, а затем задушили двух женщин, одна из которых была беременна, вам это известно?

- я не знал, что она беременна... - раздалось еле слышно.

- я не об этом. ¬ы помните, что вы совершили. — какой целью?

- я был пь€н, - голос стал совсем бесцветным.

- ¬ы согласны с тем, что такой поступок заслуживает смертной казни?

- ƒа, - тихий вздох.

- —колько времени после суда вы находитесь в одиночной камере дл€ смертников?

- Ќе знаю... Ќесколько лет... - еле слышный выдох.

-  акое сейчас врем€ года?

- Ќе знаю...

- —ейчас август, вы находитесь в камере смертников п€ть мес€цев. Ёкспертиза признала вас полностью вмен€емым, ваше дело пересмотру не подлежит.  ак вы думаете, когда приговор будет приведен в исполнение?

- —ейчас...

- Ќе торопите событи€. —кажем так - в любой момент. Ќо у вас есть маленький шанс выйти на свободу.

Ќа пленке послышалс€ шум, какое-то движение и снова судорожный вздох. «атем тот же самый властный голос продолжил:

- ћы вам предлагаем участие в эксперименте, который имеет большое значение дл€ науки.  ак вы знаете, времена тайных экспериментов бывшего ———– прошли... - в голосе человека послышалась еле заметна€ усмешка, - теперь мы спрашиваем вашего личного согласи€, и вы подпишете соответствующие бумаги. Ёксперимент опасен, но если вы останетесь живы - вы выйдете на свободу через мес€ц после эксперимента. ” вас будет другой паспорт, другое им€ и другое прошлое. ¬ы будете жить в другом городе и никогда не увидите никого из тех, кого вы знали раньше. ≈стественно, если вы обмолвитесь хоть кому-нибудь...

- ƒ-да, € все... все понимаю.

- — вами тут же произойдет несчастный случай, у нас шутить не прин€то, - в голосе человека оп€ть послышалась еле заметна€ усмешка. - ћы вам предлагаем честную сделку, выгодную и дл€ нас, и дл€ вас. ¬опросы есть?

-  а...  акой у мен€ шанс остатьс€ в живых?

-  райне небольшой, как вы, наверно, и сами догадываетесь. ¬прочем, именно это мы и провер€ем. ƒолжен сказать, что все сорок три предыдущих испытуемых погибли.

- Ёто... новый €д или оружие?

- Ё... “о, что € сейчас скажу, вас удивит.

я прот€нул руку и щелчком остановил кассету. Ќаступила тишина, только где-то вдалеке на грани сознани€ еле слышно, но глубоко и прот€жно дышали ленты воды в кухонной батарее. Ќет, это не то, совсем не то, совсем не то, что € ожидал.

я вновь загл€нул в красный желудок егорова дипломата. Ќа бархатных ворсинках лежала, переварива€сь, сброшюрованна€ папка машинописных страниц, пь€но-мутный полиэтиленовый пакет с дольками неочищенного чеснока, точный брат-близнец того пакета, который € видел в больнице, и запечатанный конверт из посеребренной бумаги, наподобие той, в которую упаковывают чай. я решительно прот€нул руку в резиновой перчатке и вз€л конверт. ќн поскреб пузом по ворсинкам, словно бо€сь вылезать из уютного нутра дипломата на €ркий свет, но все же в конце концов оказалс€ в моей ладони, слегка трепыха€сь. я осторожно оторвал кромку, и из конверта выпала маленька€ картонка. Ќа ней крупным шрифтом был напечатан текст. я пробежал его глазами:

3-ƒ“

—лой 1.  увшин


Ќа столе сто€л кувшин с таинственным содержимым: его привезли в €щике от апельсинов, формой он напоминал горшок дл€ меда, когда по нему стучали, он звенел как старый ключ от дверцы, он был цвета лука, €рко-изумрудный, его изготовил наверно самый лучший кувшинщик в мире.

—лой 2. √олова


Ќачина€ описывать голову, хочетс€ сказать о бороде - хороша€ борода должна стелитьс€ как ковер, а драть с нее волосы нипочем не надо. Ќа голове бывают также уши, они торчат как два чебурека. ¬нутри головы бывает черте-что, например опилки. Ќос бывает длинный и дерев€нный. Ќа голове часто что-то растет, иногда даже зелень. –азные бывают головы, страшные - соломенные, железные. ≈ще желез€ки бывают на спине, но к теме головы это не относитс€.

я недоуменно перечитал текст еще раз и подумал, что у него есть по крайней мере одно неоспоримое свойство - он не вызывал абсолютно никаких ассоциаций, зато производил полное впечатление механической вычурности и грубой нарочитой искусственности. ћне даже на миг показалось, что во рту по€вилс€ металлический привкус.  ак только € подумал об этом, под €зыком нацедилась лужица слюны. я сглотнул. » еще мне показалось, что в удушливом воздухе пове€ло каким-то ароматом далекого забытого детства, даже скорее не самим детством, а его неизбежными атрибутами - садами, €сл€ми, детскими больницами - окриками воспитательниц, скамейками, хлоркой, подгорелой кашей и игрушками из грубого жирного пластика. Ќесомненно очень странные вещи лежали в дипломате ≈гора. я тр€хнул головой, запихнул картонку обратно в конверт и отложил подальше вперед на липкий пластик кухонного столика.

* * *

≈гор перевелс€ к нам из другой школы, когда наш 8-Ѕ получил название "гуманитарного". ћы сразу с ним нашли общий €зык. –одом из старой профессорской семьи, ≈гор был очень начитан и была в нем кака€-то взросла€ степенность, несвойственна€ п€тнадцатилеткам. Ќесмотр€ на это, он, как и €, слушал т€желый рок и ходил в цветастой майке с острыми черепами. ѕосле школы мы вместе подали документы на факультет журналистики.  ак ни странно, ≈гор не прошел по баллам. ¬еро€тно, тут действовали какие-то суммы мелких случайностей, потому что предметы ≈гор знал лучше мен€. ƒл€ ≈гора это стало ударом - мощным, но незаметным дл€ окружающих. ќн даже хотел уйти в монастырь или поступать в духовную семинарию. ѕо счастью, эту идею он быстро оставил, зато увлекс€ какими-то сектами, стал общатьс€ с сатанистами и, по-моему, начал пить. “очно сказать не могу, потому что нагрузка у нас на первом курсе была сильна€, и € не видел ≈гора несколько мес€цев. ќбъ€вилс€ ≈гор в конце следующего лета - безукоризненно постриженный и веселый, он рассказал, что поступил в исторический. — тех пор мы с ним стали общатьс€ чаще.

≈гор погрузилс€ в изучение африканских культур, учил суахили, не перевод€ дыхани€ бегал по библиотекам и рассказывал о каких-то магических ритуалах старинных племен и прочей ерунде. ќдно врем€ он вообще не мог говорить ни о чем другом, кроме наговоров, закл€тий, молитв и мантр. Ќе очень понимаю, как это согласовалось с его учебой в институте, но, по-моему, ему удалось в конце концов найти руководител€ и специализироватьс€ то ли на истории јфрики, то ли на филологии африканских наречий. ѕопутно ≈гор увлекс€ компьютером, и тут мы, конечно, нашли общий €зык.

Ўло врем€, € окончил журфак, поработал корреспондентом в разных не очень крупных газетах, пробовал писать серьезную прозу, но без успеха, в конце концов устроилс€ в обычную школу учителем литературы, а подрабатывал переводами, благо французский € знал хорошо.

≈гор сразу после окончани€ института был распределен в какое-то закрытое военное учреждение, его рекомендовал туда руководитель. —начала € даже решил, что он пошел в разведку, ведь специалистов суахили очень немного, а должна же быть в стране и африканска€ разведка? Ќо через некоторое врем€ ≈гор рассказал кое-что о своей работе. ѕо его словам, спецотдел занималс€ шаманством - разнообразными закл€ти€ми, прокл€ти€ми и прочей чепухой. Ќесколько раз ≈гор летал в длительные командировки - то ли в ”ганду, то ли в Ќикарагуа, то ли в ёј–. Ќе очень себе представл€ю, как происходил обмен опытом между майором российского военного института (а ≈гор по своей линии дослужилс€ до майора) и местным шаманом ободранного племени. ќднако квартира ≈гора неустанно наполн€лась какими-то погремушками, стручками гигантских акаций, бубнами, масками, перь€ми, и в конце концов превратилась в подобие краеведческого музе€, к досаде »нги, жены ≈гора, котора€ со смехом жаловалась, что муж не разрешает ей вытирать пыль со своих штуковин.

я часто бывал у них дома, и ≈гор выкладывал мне свои мистические теории. ќчень странное это было зрелище - высокий, стройный майор в штатском, восседа€ в шлепанцах на кожаном кресле и поглажива€ рукой лежащий на столе закопченный череп (этот ископаемый сувенир ≈гор раздобыл еще во времена юности, когда увлекалс€ сатанизмом), рассказывает о том, как далекие шаманы леп€т из воска фигурку врага и протыкают ей иглой руку, после чего у врага отсыхает рука... ѕо-моему, он в это сам верил. я совсем уже было решил, что у себ€ в институте они только и занимаютс€ обсуждением этих баек, но потом узнал от ≈гора, что от изучени€ шаманских обр€дов и снадобий они получают практическую пользу - например, разрабатыва€ "наркотики правды". —ам ≈гор к тому времени прошел какие-то спецкурсы и превосходно разбиралс€ в химии, особенно в лекарствах. ѕо-моему, его новой специальностью были как раз наркотики, он мог часами рассказывать про €д кураре, скополамин, тетродотоксин, про жаб, змей, рыб, жуков и прочую нечисть.

я вздохнул и вынырнул из вороха пыльных воспоминаний и взгл€д, сфокусировавшись, заскользил по кухне - по давно не мытым обо€м, зеленоватым подтекам на потолке, по плите, покрытой багровой коркой копоти, табуретке с распахнутым на ней алым горлом дипломата, столу, чашке безнадежно остывшего ча€, маленькому кассетнику и серебристому конверту. ѕочему-то из головы не шел этот страшно глупый листок с текстом, он как бы незримо присутствовал во всех моих мысл€х на каком-то дальнем плане - серой тихой тенью. я уже почти не помнил, кака€ именно сумбурна€ чушь там была, но в голове как тонка€ бесцветна€ заноза засел сам его т€желый бесформенный образ. Ќеожиданно мне пришла в голову сумасшедша€ мысль, и € вздрогнул - ведь кто знает ≈гора, вдруг листок пропитан одним из их €дов, который впитываетс€ в кожу рук или распыл€етс€ в воздухе? я рефлекторно сделал судорожный выдох и дернулс€, но тут же с облегчением отбросил эту мысль - вр€д ли ≈гор стал бы хранить свои €ды в обычном бумажном, хоть и посеребренном конверте. ’от€ кто его знает, ведь он сам умирает. »ли уже умер? ѕоловина второго ночи. я нервно зевнул, подобралс€, и снова погрузилс€ в воспоминани€.

* * *

’орошо, что € догадалс€ вз€ть с собой белый халат. Ќо все равно в корпус мен€ пустили не сразу, долго разбирались, смотрели паспорт, звонили куда-то. Ќаконец за мной пришла медсестричка, она молча провела мен€ по гулким коридорам и тихо ввела в палату. Ќаверно, она же мне и звонила утром по его просьбе.

¬ палате было прохладно и душно. я не сразу узнал ≈гора - укрытый простын€ми, он лежал, закрыв глаза и т€жело дышал. ѕохоже, он спал. Ќа лице его была кислородна€ маска, р€дом блестел штатив капельницы и громоздились еще какие-то аппараты, своими проводами и трубочками опутывавшие кровать. ѕотом, уже на обратном пути, медсестричка мне сказала, что это был аппарат искусственного кровообращени€ и искусственна€ почка - их подключают к ≈гору три раза в сутки и во врем€ приступов. Ќо она так и не назвала диагноз.

я сто€л и смотрел на него, и ≈гор открыл глаза, вынул из под простыни призрачную руку и убрал с лица маску. Ћицо его, когда-то холеное и упитанное, сейчас было худым до неузнаваемости.

- ’орошо, что ты пришел, - прошептал он и еле заметно взмахнул рукой.

“ут же € почувствовал за спиной тихое движение воздуха - медсестричка вышла из палаты.

- ≈гор, что с тобой случилось? - тупо спросил € почему-то тоже шепотом.

- ¬се. —о мной кончено.

я вдохнул и собралс€ было уже возразить что-то, но он опередил мен€ - поморщившись, отмахнулс€ еле заметным движением руки и заговорил снова.

- ѕотом, потом, у мен€ очень мало времени. —лушай, у мен€ к тебе последн€€ просьба, мне больше не к кому обратитьс€. ќбещай, что выполнишь ее!

- ќбещаю, - ответил €.

- «апиши! - прошептал ≈гор.

я послушно полез во внутренний карман пиджака и достал авторучку и блокнотик.

- ѕиши мой адрес...

- ≈гор, € помню твой адрес! - удивилс€ €.

- Ќе важно, все равно пиши. - ≈гор судорожно вздохнул, - ¬озьми ключи.

ѕроследив за взгл€дом ≈гора, € действительно увидел на тумбочке колечко с ключами, р€дом с бутылкой минеральной воды и апельсином. —похватившись, € вдруг пон€л, что пакет с €блоками, которые € принес, все еще висит у мен€ на руке. јккуратно приблизившись, € положил его на тумбочку.

- ѕотом. —ейчас пиши! - скривившись, шепотом приказал ≈гор.

я послушно положил в карман ключи и записал адрес. ѕросьба ≈гора заключалась в следующем - € должен был сегодн€ же приехать к нему домой, открыть в гостиной шкаф с зеркалом, разгрести наволочки и простыни и вынуть фанерку, делающую дно шкафа двойным. »з открывшейс€ ниши € должен достать дипломат, вывезти его за город, развести костер и сжечь не открыва€.

- “ам что, деньги? - почему-то спросил €.

≈гор снова поморщилс€, еще раз судорожно вздохнул и вдруг вынул из под простыни полиэтиленовый пакет. ќн наклонил голову, рывком поднес его ко рту и начал дышать в него. ѕакет с тихим шелестом раздувалс€ и сдувалс€, обт€гива€ лицо ≈гора. я мог бы покл€стьс€, что в пакете лежали неочищенные сизые дольки чеснока. “ак продолжалось с минуту, наконец дыхание ≈гора немного выровн€лось, и он сн€л пакет с лица, откинулс€ на подушку и закрыл глаза.

- ¬се деньги, ¬ит€, € завещал тебе, - медленно произнес он, не открыва€ глаз. - » квартиру, и машину. Ќо ты должен сжечь дипломат не открыва€. “ы мне обещаешь, что ты его не откроешь?

- ќбещаю - сказал €. - ј почему?

- Ёто долго рассказывать. “ам смерть. ћедленна€ и мучительна€. »ли быстра€.  ак повезет. “ы мне веришь?

- ¬ерю, - быстро сказал €.

≈гор зашептал снова:

- ƒипломат с кодовым замком, он заперт, код € не скажу, он тебе не понадобитс€. ќн должен гореть! ќн из пластмассы... ќблей его бензином... ” мен€ в гараже канистра.  люч от гаража на рогах в прихожей... Ќо если он не загоритс€ - разбей его и сожги все, что там внутри. Ќе смотри внутрь и не подходи близко. ¬озьми с собой топор в лес, чтобы разбить, если не сгорит... ” мен€ в коридорном шкафу с инструментами топор... ѕепел закопай. ¬озьми лопату. ” мен€ нет лопаты. ¬озьми что-нибудь! «акопай топором, - ≈гор перевел дыхание, - «апиши - канистра в гараже, топор в шкафу. ѕепел закопать. «апиши!

я послушно заскрипел авторучкой.

- —делай это сегодн€ же! ќбещаешь?

я посмотрел на часы.

- ≈гор, уже четыре. я не успею съездить в лес, можно, € это сделаю завтра?

≈гор молчал с закрытыми глазами, и € уже испугалс€, что он потер€л сознание, но он заговорил:

- ’орошо, завтра утром рано. Ќо у теб€ уроки... ¬ит€, отпросись с уроков, съезди в лес! Ёто быстро, возьми мой "‘орд".

- “ы же знаешь, что € не умею водить машину.

- јх да. ѕочему? Ќу съезди на электричке, куда-нибудь на "полтинник", помнишь, как мы ходили в поход классом?

- ѕомню...

- я, может быть, прот€ну до полудн€, € должен знать, что он уничтожен! я сам не успел... я ничего не успел... Ќа обратном пути заскочи ко мне хоть на секунду, € должен напоследок быть уверен, что больше никто не раскусит эту ампулу с €дом! Ќо возьми его сегодн€, запиши!

я снова открыл блокнот и почему-то записал: "€ должен знать, что больше никто не раскусит эту ампулу с €дом". ≈гор снова схватил свой пакет и судорожно дышал в него. ѕростын€ на груди ходила ходуном, и в такт ей раздувалс€ пакет.  азалось, будто какой-то темный и гулкий дух перекачиваетс€ из ≈гора в пакет и обратно. Ќаконец ≈гор оторвалс€ от пакета.

- ј съезди за ним сейчас, пусть он хот€ бы лежит у теб€. ћожет мать »нги из ¬ладивостока приехать. ’от€ у нее нет ключей... Ќо все равно!

” мен€ стали по€вл€тьс€ смутные подозрени€.

- ≈гор, а он не опасен? ќн не взорветс€? “ам нет инфекции или твоих €дов? “ы что-то сказал про ампулу с €дом?

ќчевидно, ≈гор вдруг подумал, что € побоюсь подойти к дипломату, и он быстро заговорил:

- Ёто в переносном смысле. ќн совершенно не опасен, если в нем не копатьс€! «аметки, рукописи, аудиокассеты... ќни не причин€т тебе вреда, они внутри...

я послушно записал: "рукописи и кассеты не причин€т вреда".

- ј он при горении ничего не... ¬ смысле в окружающую среду...

- »сключено.

Ўли секунды, ≈гор лежал неподвижно. Ќаконец € решилс€:

- ≈гор, а »нга умерла от... - € зам€лс€.

- ќт того же. - перебил мен€ ≈гор. - Ќо это не заразно, это мозг. ѕросто по его команде отключаютс€ все органы - обычно начинаетс€ с легких и ими же, как правило, заканчиваетс€. »нга умерла быстро, за два дн€. ” мен€ по-другому, сначала сердце и почки, ну и легкие тоже. ћедленно, вот уже полгода... ¬ четверг будет полгода, если дот€ну. ” мен€ был иммунитет... я думал, что у мен€ иммунитет, € думал, что нашел противо€дие... » »нга... Ќо оказываетс€, только отт€нул, на врем€... » весь наш отдел думал... »х уже нет, € последний... я уничтожил, только дипломат хранил до последнего, идиот, жалко было уничтожить... Ќикто не узнает, даже в отчетах ни слова... - ≈гор пару раз судорожно зевнул и снова припал к своему пакету.

я удивленно смотрел, и ≈гор, на секунду оторвавшись от пакета, произнес, не то по€сн€€, не то оправдыва€сь:

- ƒышать в пакет помогает, когда там чеснок. ¬дох-выдох, вдох-выдох. Ёто от других закл€тий, но от моей болезни тоже помогает, не знаю почему. Ўаманы ”ргендо вместо пакета используют плавательный пузырь... - ≈гор глотнул и закашл€лс€, - да впрочем, тебе это не интересно.

¬се-таки ≈гор осталс€ самим собой - даже сейчас он был готов рассказывать про свою јфрику. ѕостепенно € стал понимать, в чем дело - в своем отделе они создали какую-то смерть, но как бы выведать у ≈гора, в чем тут дело и как она передаетс€?

- ≈гор, это €д? »ли излучение?

- Ёто ни то, ни другое. Ёто хуже, это просто смерть.

- “ак не бывает. - потупившись произнес €.

- Ќе бывает. - согласилс€ ≈гор, - Ёто маги€. «акл€тие.

- «акл€тие? - € опешил.

- «акл€тие духов тела, - медленно на выдохе проговорил ≈гор, и на миг в палате наступила гробова€ тишина.

- ќно произноситс€? - спросил € чтобы что-то сказать. —лишком уж нелепо все выгл€дело.

≈гор не ответил, и € спросил снова:

- —лушай, но ведь ты атеист?  ак ты можешь верить в... ћожет дело в другом? ќтравление? ћожет, хороших докторов?

- ƒа при чем тут... - досадливо сморщилс€ ≈гор, - » каких докторов? “ы думаешь, что в этом стекл€нном сортире за двум€ проходными плохие доктора? ¬ лучшем военном госпитале страны плохие доктора?

- Ќо закл€тие - как-то это...

- ƒа это никакое не закл€тие, это название. –азработка так называлась - "закл€тие духов тела". - ≈гор помолчал и вдруг тоскливо продолжил: - ѕоговори со мной еще хоть п€ть минут, расскажи мне что-нибудь, пожалуйста, ¬итька...

я растер€лс€. „то можно рассказать, когда вдруг прос€т рассказать "что-нибудь"?

- „то рассказать? - спросил €.

- Ќу неужели тебе нечего рассказать? “ы живешь интересной жизнью, у теб€ впечатлений масса! “ы журналист в конце концов, неужели ты ничего не можешь рассказать?

»нтересной жизнью... ћасса впечатлений. я дернулс€.

- ≈гор, прекрати издеватьс€.  акой € к чертовой матери журналист? я живу в однокомнатном гробу, работаю в школе, а вечерами сижу за компьютером и делаю переводы. ¬ позапрошлом мес€це у мен€ собиралась бывша€ университетска€ группа - п€ть человек приехало, вспоминали кто где, кто женилс€, кто замужем. ¬от самые €ркие впечатлени€.

- “еперь € буду жить в однокомнатном гробу. - прошептал ≈гор, - ј ты в п€тикомнатном...

» € осекс€. » вдруг этот ужас происход€щего отступил, и € заговорил о школе. я рассказывал ему про детей, цитировал фразы из сочинений, рассказал нашу прошлогоднюю историю про второгодника и п€тиклассницу, и про то, как  азюхин нагадил под дверью бухгалтерии, про нашу зубную врачиху и про военрука. я рассказывал долго, кажетс€, кое-что из этого € уже ему рассказывал, но сейчас это было совсем не важно, и в конце концов ≈гор даже тихонько сме€лс€, глубоко откинувшись на подушку. Ќо потом вошла медсестричка и сказала, что пора. я подошел к ≈гору и обн€л его на прощание - € чувствовал, что его болезнь не заразна и мне не передастс€. ≈гор цепко взгл€нул мне в глаза.

- Ќо ты не забыл? “ы обещаешь?

- ƒа, € все сделаю.

- ѕокл€нись!

- Ќу чем же € могу покл€стьс€?

- ѕокл€нись нашей дружбой!

-  л€нусь нашей дружбой, - повторил €, и ≈гор обессилено откинулс€ на подушку.

ћедсестричка отметила мне пропуск и проводила до первой вахты. я прошел аллею, сразу за воротами сменившуюс€ березовой рощицей, и вышел к остановке автобуса, он как раз подъезжал. „ерез дес€ть минут € был уже в ћоскве, купил в аптечном киоске пару резиновых перчаток на вс€кий случай, и через полчаса уже сто€л на пороге его квартиры. я без труда нашел дипломат и вз€л из шкафа топор. ¬ гараж за канистрой €, конечно, не стал идти, понима€, что ≈гор перестраховалс€.

» вот когда € уже входил в свой подъезд, это случилось. я не открывал дипломат! я его выронил, когда полез в карман за ключами. » он раскрылс€ сам, потому что не был заперт на свои кодовые колесики. я даже не успел испугатьс€, когда дипломат вдруг вырвало, и на черный цемент подъезда легли книжка, переплетенна€ распечатка, какие-то листки отчетов и несколько аудиокассет. я все еще был в перчатках. «адержав дыхание, свернув голову и зажима€ нос плечом, € покидал все обратно, вбежал по лестнице и выставил дипломат на лоджию. » только потом, уже сн€в перчатки и тщательно вымыв руки, € открыл свой блокнот. » перва€ же фраза, что мне бросилась в глаза, была: "€ должен знать, что больше никто не раскусит эту ампулу с €дом, рукописи и кассеты не причин€т вреда"...

* * *

» € решилс€ - открыл папку и погрузилс€ в чтение машинописных листков.  ак € и думал, это было что-то вроде диссертации ≈гора. ѕоначалу € спотыкалс€ о непон€тные термины и сухие казенные обороты, но вдруг неожиданно увлекс€, тем более что диссертаци€ была написана довольно живым и доступным €зыком. Ќасколько € понимаю, это больша€ редкость дл€ диссертации, тем более дл€ диссертации ученого из секретного военного института.

"ћозг человека представл€ет собой сложный электрохимический механизм. Ќе все его процессы изучены, но накоплен богатый опыт воздействи€ на него. ќсобый интерес дл€ нас представл€ют нефармакологические методы воздействи€ - наименее изученные наукой. ƒанна€ работа посв€щена проблеме закл€тий.

„тобы пон€ть отношение науки к этой проблеме, возьмем словарь [1]: "«ј Ћя“»≈ (устар.) - то же, что заклинание. «ј Ћ»ЌјЌ»≈ - магические слова, которыми заклинают." ѕервое, что бросаетс€ в глаза, - это слово "устар." - какой смысл называть устаревшим реально существующее €вление? —амо же определение крайне невразумительно - с тем же успехом можно говорить, что "прокл€тие - это слова, которые проклинают". ѕоэтому в дальнейшем мы будем использовать более точное определение: "«ј Ћя“»≈ - строго определенна€, специально разработанна€ информаци€, производ€ща€ целенаправленное нетрадиционное воздействие на мозг субъекта, которому она адресуетс€." ќсобенно следует подчеркнуть слово "нетрадиционное", иначе под определение закл€ти€ подойдут, например, любые слова.

¬оздействие может быть различным, но оно сводитс€ к насильственному введению субъекта в определенное состо€ние: усмирени€, €рости, транса, болезни и даже смерти. ќбщее у этих состо€ний одно - их внезапное по€вление никак не может быть объ€снено законами поведени€ и общени€, поэтому такие состо€ни€ мы называем аномальными.

ѕрактика закл€ти€ широко используетс€ в первобытных культурах - в частности, в јфрике и јвстралии. ¬ совершенстве владе€ техникой закл€ти€, шаманы обретают полную власть над соплеменниками, име€ возможность умертвить любого члена племени. Ётот факт не подлежит сомнению - в специальной литературе [2,3,4,5,14] встречаютс€ описани€ казней с помощью закл€ти€, имеютс€ видеоматериалы [1A].

«акл€ти€ преимущественно производ€тс€ шаманами, но есть сведени€ [3,5], что в определенных ситуаци€х их может использовать любой человек, и даже описан случай [5], когда закл€тие было выполнено представителем европейской цивилизации.

„то представл€ет собой закл€тие? Ёто строга€ последовательность частично осмысленных слов. «акл€тие действует только на членов своего, реже - соседнего, племени. јфриканское закл€тие не действует на австралийских аборигенов и наоборот. „ем это вызвано? „тобы пон€ть принцип закл€ти€, следует обратитьс€ к данным психофизиологии.

ясно, что нефармакологическое воздействие на мозг можно производить только с помощью органов чувств. ¬ этом отношении природа хорошо позаботилась о защите мозга, однако имеютс€ бреши, в которые можно направл€ть воздействие. ¬оздействие может быть трех типов - психовоздействие, биовоздействие и комбинированное воздействие (закл€тие).

–ассмотрим сначала психовоздействие. ќно возможно только в тех системах чувств, через которые человек получает речевую информацию - зрение и слух. —ознательно восприн€та€ информаци€ подвергаетс€ осмыслению и критике, а суть нетрадиционного воздействи€ состоит в том, чтобы доставить информацию непосредственно на уровень подсознани€, мину€ сознание.

«–»“≈Ћ№Ќќ≈ ѕ—»’ќ¬ќ«ƒ≈…—“¬»≈

Ётот эффект носит название "25-го кадра".  адр с нужной надписью вставл€етс€ в видеоролик через каждые 24 кадра. ¬рем€ экспозиции составл€ет всего 0.04 сек, поэтому он не осознаетс€. ќднако если зритель смотрит ролик 25 секунд (это оптимальное врем€ рекламного ролика), то он наблюдает эту надпись уже целую секунду. ќна по-прежнему не осознаетс€, но воздействует на подсознание. ¬ большинстве стран существует закон, запрещающий "25-й кадр " [12,22], в том числе в –оссии [22]. ѕоэтому используетс€ сложна€ модифицированна€ техника, при которой информаци€ не вставл€етс€ в отдельный кадр, а ее изображение достигаетс€ чередованием оттенков в остальных кадрах. Ёта техника требует применени€ компьютера, но зато обладает в 1.3 раза большим эффектом, чем классический "25-й кадр" и практически недоказуема при юридической экспертизе. Ёто открытие, сделанное в 1979 году американским ученым ¬ангом Ћи, перевернуло все пон€ти€ о рекламе - отпала необходимость в долгих и подробных описани€х свойств товара, зато по€вилс€ новый термин "рекламный клип" - короткий видеор€д, порой совершенно абсурдный и не св€занный с продуктом, зато содержащий зашифрованный приказ, который начинаетс€ с обращени€ ("женщина!", "эй, парень!", "солидный господин!"), затем следует рекламна€ фраза (она может быть различной, чаще всего "товар такой-то - лучшего качества, он тебе нужен"), а заканчиваетс€ титр стандартным словосочетанием - "запомни это!".

—Ћ”’ќ¬ќ≈ ѕ—»’ќ¬ќ«ƒ≈…—“¬»≈

Ќосит название "неслышного шепота", его принцип аналогичен методике "25-го кадра". "Ќеслышный шепот" не столь эффективен, поэтому не преследуютс€ законами, хот€ вовсю примен€ютс€ в радиорекламе [24], объ€влени€х метро [41,44,45] и др. ѕрименение "тихого шепота" традиционно не афишируетс€ [4,9,17,23,24,31].

ƒругой метод слухового психовоздействи€ - воздействие на подсознание во врем€ сна, когда сознание выключено. ћетод носит название "гипнопедии" и примен€етс€, например, дл€ обучени€ во сне, когда сп€щему включают обучающую запись. ≈стественно, технологи€ этого метода не позвол€ет использовать его в рекламе.

ќстаетс€ добавить, что все методы психовоздействи€ не позвол€ют разработать эффективное оружие массового поражени€, поэтому дл€ наших целей они неприменимы.

Ѕ»ќ¬ќ«ƒ≈…—“¬»≈

Ѕиовоздействие не св€зано с информацией, оно заключаетс€ просто в резонансном возбуждении структур мозга через соответствующие органы чувств.  ак известно, работа мозга представл€ет собой сложную совокупность электроимпульсов нервных клеток, поэтому возбуждение одних участков легко переноситс€ на соседние [15]. ƒл€ наших целей представл€ет интерес возбуждение некоторых зон в центре мозга - тех, которые регулируют уровень бодрствовани€, работу сердца, легких и т.п. —ами органы чувств никак не св€заны с ними - с точки зрени€ природы было бы неразумно разрешить внешним воздействи€м трогать "внутренние рычаги управлени€". »нформаци€ от органов чувств обрабатываетс€ в коре головного мозга, в поверхностных сло€х. ќднако на практике оказываетс€, что тщательно подобранным воздействием можно добитьс€ особой реакции коры, котора€ при некоторых услови€х может перенестись внутрь и изменить работу подкорковых областей. –ассмотрим эти воздействи€.

«–»“≈Ћ№Ќќ≈ Ѕ»ќ¬ќ«ƒ≈…—“¬»≈

«рительные зоны обширны и занимают весь затылок, но в этом районе не расположено никаких биологически важных центров, на которые можно было бы воздействовать с помощью их возбуждени€. ” некоторых людей можно с помощью вспышек определенной частоты ввести в резонанс всю кору затылка, а следом за нею - весь мозг, что приведет к аномальному состо€нию - от легкого транса до эпилептического припадка. ¬ большинстве техник гипноза также эффективно примен€ютс€ зеркала или блест€щие предметы.

¬ќ«ƒ≈…—“¬»≈ ќ—я«јЌ»я

“актильный анализатор - это узкие зоны коры в области макушки, которые простираютс€ вниз по внутренней поверхности обоих полушарий - в щели между двум€ полушари€ми - приближа€сь к серединным структурам - это позвол€ет производить более серьезное биовоздействие.

»меютс€ данные [15] о древних €понских технологи€х, когда с помощью капель воды, падающих на тем€, достигалось умопомешательство приговоренного или состо€ние "просветлени€" (техника "медитации под водопадом" воинов-ниндз€ [21]). ’орошо известен феномен "раздражающего царапань€", когда, например, царапанье ногтем по стеклу (речь идет об ощущении, звуки мы обсудим позже) вызывает у многих людей аномальную истерическую реакцию. ’орошим примером аномальной реакции €вл€етс€ обычна€ щекотка - феномен настолько странный, что заслуживает отдельного исследовани€ [26,27], поэтому мы ограничимс€ только упоминанием.

¬ ”—ќ¬ќ≈ » ќЅќЌя“≈Ћ№Ќќ≈ Ѕ»ќ¬ќ«ƒ≈…—“¬»≈

Ёти каналы информации развиты у человека слабо, занимают небольшие и неудобно расположенные участки коры, поэтому воздействие через них на центр мозга практически невозможно.

—Ћ”’ќ¬ќ≈ Ѕ»ќ¬ќ«ƒ≈…—“¬»≈

“ак уж устроено природой, что слуховые зоны расположены на разных удаленных част€х мозга - на висках, поэтому в тот момент, когда они активно обрабатывают слуховую информацию, их можно схематично представить как два генератора возбуждени€ (–ис 4.), под биоритмическое излучение которых попадает все, что расположено между висками. Ёто уникальное свойство позвол€ет вызывать резонанс правильно подобранным звуковым воздействием и возбуждать внутренние структуры.

ѕоэтому аномальные воздействи€ звука наиболее известны и широко использовались с давних времен. ѕодтверждени€ этому мы можем найти даже в эпосах - в каждой культуре существуют легенды о звуковом введении в транс, будь то миф о поющих —иренах [31], сказка о —оловье-разбойнике [32] или легенда о  рысолове и его флейте [33]. Ўироко использовалось воздействие ритмов - редкий шаманский обр€д обходитс€ без барабана или бубна [4]. ¬ насто€щее врем€ технологии ритмов разработаны очень широко, например в музыке - простой частотный анализ большинства современных шл€геров вы€вл€ет ритм в 2 герца, то есть частоты, вступающие в резонанс с биоритмами мозга наподобие зрительных вспышек. Ёто вызывает непроизвольные "подергивани€ ногой" даже у людей, далеких от музыкальной поп-культуры. ” некоторых можно также вызвать эпилептический приступ [25].

ƒалее следует отметить €вление "раздражающих звуков", схожее с "раздражающим царапаньем" - отметим, что аномальна€ реакци€ может быть вызвана как ощущением царапань€ (скажем, ногт€ по шерсти), так и его звуком - ведь при этом возбуждаетс€ та же сама€ центральна€ область: она граничит с зоной ос€зани€, а заодно находитс€ точно между височными зонами.

Ќа этом арсенал звукового биовоздействи€ исчерпываетс€, поэтому оно также малоприменимо дл€ наших целей.

 ќћЅ»Ќ»–ќ¬јЌЌќ≈ ¬ќ«ƒ≈…—“¬»≈

 омбинированное воздействие по сути своей €вл€етс€ информационным как психовоздействие - мы тоже воздействуем информацией. Ќо на этот раз информаци€ адресуетс€ не безликому "подсознанию" - наука не знает, где в мозге находитс€ "сознание" и "подсознание" - информаци€ адресуетс€ определенному участку мозга, который занимаетс€ обработкой смысла полученной информации - они хорошо изучены наукой, это те же самые участки воспринимающей коры, только другие слои. ≈сли нам удастс€ ввести эти слои в резонансное возбуждение, то эффект нашего воздействи€ будет схож с эффектом биовоздействи€ - мы сможем сбить с ритма и более глубокие области.  ак мы уже говорили, обработкой информации занимаютс€ только зрительные и слуховые структуры. ѕричем возбуждение зрительной коры не дает особого эффекта - она находитс€ далеко от важных центров мозга. «начит, остаетс€ слух.

ƒа, слуховые области в коре мозга рассосредоточены на висках, но функции висков не одинаковы!  ак известно, центр речи, отвечающий за ее смысловую составл€ющую, находитс€ в виске левого полушари€ (центр ¬ернике), а все остальные составл€ющие речи (интонаци€, ритм, звуки и шумы) обрабатываютс€ височной зоной правого полушари€. » именно это издавна используетс€ в закл€тии шамана.

 ак мы говорили, закл€тие шамана состоит из полубессмысленных слов. ƒостаточно осмысленных, чтобы действовать на левый висок, и в то же врем€ содержащих достаточное количество нужных звуков и интонаций, действующих на висок правый. »менно поэтому закл€тие африканцев не подействует на австралийцев - чуждый €зык не вызовет нужных ассоциаций в левых висках. »менно поэтому так трудно использовать закл€тие не шаману - он не может воспроизвести нужную интонацию, ритмику и особенное звучание закл€ти€. «десь надо сказать, что нашими экспериментами [28] доказано - хороша€ аудиозапись закл€ти€ действует не менее эффективно, чем живой шаман.

»менно в изучении комбинированного воздействи€ (закл€ти€) заключалась наша работа.   большому сожалению, закл€ти€, созданные по образцу шаманских, но в пересчете на наших соотечественников, оказались малоэффективными. ¬иной тому слаборазвитый правый висок цивилизованного человека (см. данные современной патологоанатомии [11]). Ёто неудивительно - нашему городскому человеку, не озабоченному охотой и проблемой выживани€ в джунгл€х, нет необходимости тонко различать шумы и звуки. ≈сть конечно исключени€ - например музыканты.  стати, именно на их музыкальные уши и действуют современные закл€ти€. “радиционные современные закл€ти€ довольно слабы и коротки, они могут привести к смерти лишь в крайне редких случа€х. Ёто в основном ругательства и в частности русский мат, снискавший уже мировую славу своей силой. ¬ принципе, любое бранное слово €вл€етс€ закл€тием - нетрудно заметить, что оно имеет смысловой компонент, действующий на левый висок, и компонент дл€ правого виска - интонаци€ и сам звук бранного слова, найденный предками и отполированный веками. ѕопробуйте произнести матерное слово с неправильной интонацией - например вопросительной или ласковой, и оно тут же потер€ет свой эффект. ќбычно правильно произнесенные матерные слова как минимум порт€т настроение, иногда могут вызвать депрессии, головные боли, разбитость, упадок сил, изредка - обморок. ¬ некоторых ситуаци€х, например, если у субъекта слабое сердце, а матерное закл€тие выполнено правильно и неожиданно - последстви€ могут быть очень серьезными, вплоть до мгновенной смерти с эффективностью, которой позавидует любой шаман.   сожалению, матерные слова с каждым днем тер€ют свою эффективность - их повсеместное употребление приводит к полному стиранию смысла, заключенного в них. Ќемногие современные люди, слыша мат, осознают его полностью и мысленно представл€ют себе исконное значение слова [рис.1,2,3]. ѕри этом смысл слова не обрабатываетс€ левым виском, и закл€тие тер€ет силу. —тановитс€ возможным произносить его без вреда дл€ здоровь€ каждую минуту, и многие так и поступают - действие звука мощного закл€ти€ сильно возбуждает правый висок и при€тно дл€ таких людей, так как стимулирует их общую мозговую активность.   слову сказать, дл€ людей, чувствительных к мату, аналогичное благотворное возбуждение достигаетс€ стимулированием одного лишь левого виска - словами, несущими большой смысл, но лишенными звуков, характерных дл€ мата - например, хорошими стихами.

—ледовательно, более интеллектуально развитые люди €вл€ютс€ более восприимчивыми к закл€ти€м и больше страдают от них. “ак оно и есть на самом деле, поэтому в этой области уже несколько сотен лет действует естественный отбор - общий интеллектуальный уровень попул€ции снижаетс€. Ќаравне с этим действует еще один, уникальный естественный отбор - выживают те, дл€ которых матерные слова стали пустым звуком, они передают это своим дет€м, но не генетически, а с помощью воспитани€ - это законы социального естественного отбора, не изученного пока наукой. ѕод вли€нием этого отбора по€вилс€ новый вид воспитани€ - интеллектуал нашего времени с детства впитывает устойчивость к матерным закл€ти€м. ”никальное €вление социального отбора заслуживает отдельного исследовани€, поэтому здесь мы не будем на нем подробно останавливатьс€.

¬ажность сочетани€ смысло-звуковых качеств дл€ закл€ти€ можно проиллюстрировать на примерах. ѕо нашему мнению [31], эффективными матерными закл€ти€ми вполне могли стать такие слова, как "угол", "комар", "ключ" и его производна€ "уключина", если бы в ходе развити€ €зыка они приобрели шокирующий смысл. ¬ то же врем€ слово [51] €вл€етс€ мощным закл€тием, а его аналог "пиписька" закл€тием никогда не станет, так как лишен нужных звуковых компонентов и содержит в основном лишь безобидные попискивани€.

¬ современном мире существуют и другие речевые закл€ти€, не €вл€ющиес€ руганью - это, например, сложные фразы-наговоры, длинные прокл€ти€. ƒействуют они только на суеверных людей, так как те понимают их смысл, левый же висок большинства образованных людей дл€ наговоров неу€звим.

«аканчива€ наш обзор, подытожим: ни психо-, ни био-, ни даже комбинированное воздействие не эффективно дл€ наших целей. “акже мы испробовали их комбинации по два и больше - звуковые и зрительные, тактильные и обон€тельные [20,21] и т.д. Ёто также оказалось неэффективно - внимание человека обычно переключаетс€ на один сигнал и игнорирует второй.

ЌјЎј –ј«–јЅќ“ ј

ћы продолжали поиски и наконец нашли ту самую брешь в биологической защите, которую природа не смогла заделать.

–езультаты оказалась столь ошеломл€ющими, что изложенные принципы смогут найти применение не только дл€ нужд госбезопасности и разведки, но и дл€ множества других отраслей науки, рекламы и даже медицины, хот€ надо сказать, что наша разработка наиболее эффективна как оружие массового поражени€ - грубо нарушить работу мозга намного легче, чем изменить ее целенаправленно.

ћы вы€снили, что имеетс€ еще один канал информации, отсутствующий у дикарей, но сформированный у любого цивилизованного человека - это письменна€ речь. »звестно, что текст, €вл€€сь изображением, обрабатываетс€ затылочной корой. ќртодоксальные теории [1,2,3] никогда не рассматривали печатный текст как эффективное средство зрительного воздействи€. Ќар€ду с этим было известно, что в обработке речи участвует и височна€ область - задне-нижн€€ зона левого виска. Ёто вызвано тем, что поначалу ребенок осваивает устную речь, и структуры обработки речи начинают формироватьс€ в слуховых зонах - височных. «атем ребенок осваивает чтение с помощью зрени€, но пон€ти€ и слова €зыка уже зашифрованы в нейронных сет€х левого виска, ребенок учитс€ сопоставл€ть образы букв и слов в затылочной зоне с их звуковым образом - и в коре возникают сложнейшие нейронные св€зи между левым виском и затылком. ѕоэтому при чтении информационное возбуждение охватывает и затылочные, и левовисочные области. Ќетрудно догадатьс€, что между ними расположены важнейшие внутренние структуры, и эти "рычаги управлени€", куда более мощные, чем те, что наход€тс€ между двум€ висками, попадают под удар "двух генераторов" - затылка и виска.

ѕосле вы€снени€ этого принципа наша задача состо€ла лишь в том, чтобы разработать текст, вызывающий энергетический резонанс между затылком и виском. ѕосле серий экспериментов с использованием электроэнцефалографов и нейрокартографов 13-й клиники, результаты были получены ошеломл€ющие - уже на второй стадии эксперимента от остановки дыхани€ погибли три добровольца и лаборант! ѕосле этого была утверждена программа безопасности, согласно которой вс€ обработка текста производитс€ на компьютере вслепую и текст не может быть выведен на экран, распечатан в твердой копии или воспроизведен в каком-либо печатном документе, включа€ этот доклад.

»тоги:

—оздан и отработан текст, с веро€тностью 100% вызывающий смерть любого человека в срок от п€ти минут до двух недель, если:

а) ƒл€ него родным €зыком €вл€етс€ русский;

б) ≈сли он воспитан в цивилизованном обществе и впитал в себ€ все ассоциации и штампы современного русского €зыка;

в) ≈сли он не имеет аномалий в строении головного мозга или острых психических расстройств.

 омментарии к пункту а: “екст не дал эффекта с испытуемыми 73 и 121 (€зык - азербайджанский и английский). Ќо по имеющейс€ технологии возможно разработать аналогичный текст дл€ любого €зыка при наличии достаточного количества расходного материала (добровольных испытуемых).

 омментарии к пункту б: “екст не дал эффекта с испытуемым 77 (буддист, 27 лет жил в горах в монастыре), в предварительных испытани€х его реакци€ на "корову" была отрицательной ("истину"). " орова" представл€ет собой простой тест на €зыковые шаблоны и стандартные ассоциации. »спытуемого прос€т ответить на два вопроса: " акого цвета холодильник?" (стандартный ответ - "белого" 99%) и затем без паузы: "„то пьют коровы?" (типичный ответ - "молоко" 92%, хот€ многие испытуемые тут же исправл€лись и давали правильный ответ: "воду)". ’арактерно, что при повторном опросе через три дн€ 40% испытуемых по-прежнему сначала давали ответ "молоко". ѕаттерн "корова" отрабатывалс€ в широких сло€х населени€, поэтому информаци€ о нем широко разошлась, но под нашим контролем [22] получила в массовом сознании вид "старой шутки, придуманной давным-давно неизвестно кем".

я на минуту оторвал глаза от диссертации - да, ≈гор пару раз мен€ тестировал "коровой", и € оба раза действительно ошибалс€. Ќо мне бы и в голову не пришло, что тем самым он тайно мен€ тестировал. я вздохнул и продолжил чтение.

"»де€ теста "корова" состоит в том, что жесткие €зыковые штампы-ассоциации всегда доминируют над разумом, и мозг нормального человека, получив в короткий момент времени сумму ассоциаций "холодильник-белый-корова-пить" не может дать иного ответа, кроме как "молоко".

ƒл€ достижени€ заведомой эффективности окончательный вариант нашего текста содержит 200%-ю избыточность, то есть объем воздействующих единиц почти в три раза превышает необходимый. “екст охватывает множество ассоциаций и поэтому действует даже на тех, кто имеет отрицательный результат паттерна "корова".

 омментарии к пункту в: »з 200 добровольцев-испытуемых семеро остались живы по разным причинам (болезнь дауна, т€жела€ шизофрени€, травма левого виска в детстве) ѕодобные люди непригодны дл€ нашего текста, но их немного в обществе и дл€ них рекомендуетс€ использовать традиционные средства. ѕримечание: воздействие текста на левшей ввиду зеркальной симметричности их структур практически не отличаетс€ от воздействи€ на правшей, однако нередко инкубационный период частичных левшей зат€гиваетс€."

я на секунду оторвалс€ от чтени€ и подумал, что € как раз переученный левша. ѕочему-то когда читаешь о чем-нибудь, всегда автоматически пример€ешь прочитанное к себе. «ачем? я усмехнулс€ и продолжил чтение:

—тратеги€ составлени€ текста получила название "метода невидимых ассоциаций". Ѕыл составлен банк данных на 40000 слов. »спытуемых просили назвать ассоциации к каждому слову и таким образом был составлен банк типичных ассоциаций. — помощью аппаратуры была измерена реакци€ коры на каждое слово - оказалось, что наиболее сильный резонанс вызывают слова, выученные с самого глубокого детства. — помощью компьютера на основании этих данных был синтезирован текст, в котором слова отбирались и по принципу направленной суммации ассоциаций. ќни имеют множество тонких и невидимых ассоциаций, сформированных в глубоком детстве с помощью детских сказок. “екст вызывает возбуждение между левым виском и затылком, причем локальный очаг возбуждени€ загон€етс€ во внутренние подкорковые структуры и фиксируетс€ там на все оставшеес€ врем€. —формированный очаг постепенно воздействует на:

- дыхательный центр (остановка дыхани€, потер€ автоматичности)

- зевательный центр (нав€зчива€ зевота, ощущение "пустоты между ушами" - термин, придуманный самими испытуемыми, он непон€тен дл€ нас, но его называет большинство)

- сердечный центр (нарушение ритмики сердца вплоть до остановки)

- иннервацию слюнных желез (повышенное слюноотделение)

- иннервацию мышц гортани (ощущение комка в горле)

¬торичными про€влени€ми €вл€етс€ ощущение "замирание сердца в груди", пот, озноб, похолодание конечностей, головокружение и беспричинный страх, перерастающий в чувство "необратимого изменени€ в организме", "чувство беспомощности", а затем в страх смерти. Ќа просьбу описать чувство "необратимого изменени€" многие говорили про ощущение "сработавшей ловушки", "захлопнувшегос€ капкана", один даже описывал его как ощущение "вонзенного в затылок рыболовного крючка с т€нущей назад леской". —уть этих описаний дл€ нас осталась непон€тной.

¬ по€влении симптомов наблюдаютс€ следующие особенности:

I. —имптомы по€вл€ютс€ не сразу, а спуст€ некоторое врем€. ќбычно они медленно нарастают, на первых порах еще незаметно дл€ самого испытуемого, он может практически не замечать их многие часы. ќднако если экспериментатор уже через несколько минут попросит испытуемого прислушатьс€ к себе, то как правило тот немедленно обнаружит вышеописанные сбои в организме и безошибочно их опишет. ѕри этом сила симптома резко нарастает и с этой минуты остаетс€ посто€нной, незначительно варьиру€ в течении суток - уменьша€сь ("забыва€сь") и снова нараста€ до мучительного максимума. ѕрактика показывает, что локализаци€ симптомов "рывком" (по просьбе экспериментатора) или "постепенно" (самосто€тельно) фактически не вли€ет на продолжительность жизни испытуемого. —рок смерти зависит от индивидуальных особенностей структур мозга.

II. —имптомы могут про€вл€тьс€ не все, может про€витьс€ лишь один из них, два, три и т.д. ” некоторых высокоинтеллектуальных испытуемых (среди наших добровольцев таких было немного) могут про€вл€тьс€ нетипичные, характерные дл€ них одних симптомы, которые мы здесь перечисл€ть не будем, так как их повтор€емость редка, а разнообразие велико. Ќазовем лишь наиболее частый из нетипичных симптомов - симптом кожного зуда по всему телу ("нав€зчивое почесывание"). »ногда возникает симптом головной боли в области висков, реже - в области затылка или лба.

III. Ёффект текста не возникает при прочтении бегущей строкой или при воспри€тии на слух. ќпыты с помощью "25-го кадра" не проводились. “екст действует только при самосто€тельном прочтении с листа или с экрана, причем даже при беглом прочтении - действует на каждого прочитавшего, эффективно и безотказно.

ћ≈“ќƒџ «јў»“џ

Ёффективных методов защиты не существует, однако..."

я оторвалс€ от рукописи и зевнул - стало лень читать ее до конца, там оставалось еще очень много. я пролистал толщу листков - шли какие-то графики, снова текст, таблицы, список литературы на три листа... я загл€нул в него - странные названи€ кололи глаз.  акой-то "Ѕубен нижнего мира", "Ќейрогенна€ гипервентил€ци€", "«омбификаци€" и еще много других, многие на английском.

я отложил диссертацию и стал вспоминать, когда € видел ≈гора последний раз до больницы? јх да, конечно, на похоронах »нги.

Ќа кладбище было по-весеннему спокойно и умиротворенно. ¬оздух свежел, приобретал €ркость, холода отходили. Ќароду было немного - сотрудники ≈гора, друзь€ жены. Ќа него самого € старалс€ не смотреть, € не мог видеть его посеревшее, будто на черно-белом снимке, лицо. Ўли молча, катили тележку с гробом по измазанной свежей глиной дорожке, засыпанной прошлогодними осиновыми листь€ми. я смотрел под ноги. Ћисть€ были словно обглоданы жадной зимой, от них остались одни лишь сетчатые скелетики и узлы сосудов. ѕочему-то это казалось очень уместным, и € подумал, что, наверно, эту дорожку специально посыпают такими листь€ми.   €мам была очередь. ѕока невозмутимые копатели, ощетинившись, терзали глину, мы сто€ли молча. » лишь когда открыли гроб и свежий весенний сквозн€к забегал по щекам »нги, ≈гор наклонилс€ к ней и неслышно произнес: "—пи спокойно, € скоро приду."

Ќаверно, эту фразу "€ скоро приду" услышал только €, но значени€ не придал, хот€ почему-то часто вспоминал, и, кстати, сегодн€ утром тоже. » € не очень удивилс€, когда через полгода утром мне домой позвонил женский голос и попросил приехать в какую-то загородную больницу...

„тобы отвлечьс€ от воспоминаний, € прот€нул руку и нажал кнопку кассетника, машинально отмотав пару секунд назад - по привычке, приобретенной на уроках в нашем лингафонном кабинете.

* * *

- ...три предыдущих испытуемых погибли.

- Ёто... новый €д или оружие?

- Ё... “о, что € сейчас скажу, вас удивит. Ёто всего лишь один листок с текстом, который вы должны будете прочесть. ќбычно испытуемые после этого погибали в промежутке от нескольких минут до недели. ≈сли через четыре недели вы останетесь живы, значит, вы заработали себе свободу.

- ѕрочесть листок с текстом?

- ƒа. ѕеред экспериментом вам будет сделан успокоительный укол - но поверьте мне, он совершенно безвреден, мы могли бы обойтись без него, но ваше нервное напр€жение будет мешать и вам, и нашей измерительной аппаратуре. Ќикаких иных вредных воздействий к вашему организму примен€тьс€ не будет. ≈ще мы от вас требуем честно и подробно отвечать на все наши вопросы в процессе эксперимента. ¬ы согласны?

- ј... ј можно без укола?

- ¬ы мыслите здраво. Ќа вашем месте € бы тоже задал именно этот вопрос. ’от€ вр€д ли € бы оказалс€ на вашем месте, € ведь не убийца. - говор€щий сделал паузу, очевидно укоризненно сверлил глазами собеседника, - »так, вы мне не верите? ј подумайте, разве бы вы отказались, если бы € предложил вам испытание €да на тех же услови€х? “ак какой мне смысл вам лгать? » какой вам смысл мне не верить? я вам сообщил всю информацию об эксперименте, все, что вам следовало знать, и даже кое-что сверх этого. –ешать вам. ¬ремени на размышлени€ мало.  стати, как вы думаете, в случае отказа вас поведут из этой комнаты обратно в камеру или в нижний коридор? »так, € повтор€ю свой вопрос, - вы согласны или хотите еще... - человек усмехнулс€, - поторговатьс€?

- Ќет, нет, € согласен, согласен, € нет, € согласен, согласен!

- —покойно. ѕодпишите вот здесь, потом вот здесь, а тут напишите - "с услови€ми и процедурой эксперимента ознакомлен". „исло, подпись. „то? ƒвадцать седьмое августа тыс€ча дев€тьсот дев€носто седьмого. —ейчас мы поедем в нашу лабораторию и уже через час начнем эксперимент.  онвою приготовитьс€! Ќаденьте наручники.

я приготовилс€ услышать зв€канье металла, живо представив себе наручники, настолько живо, что даже во рту по€вилс€ металлический привкус, и € машинально глотнул. Ќо вместо звона наручников наступила тишина. “ак продолжалось несколько секунд, а затем она сменилась другой тишиной - и тут же стало пон€тно, что перва€ тишина все-таки была наполнена шорохами, поскрипывани€ми, потаенными вздохами маленьких механизмов. ¬тора€ же тишина была абсолютной. Ќеожиданно воздух прорезал резкий щелчок и € от неожиданности вздрогнул, но оказалось, что это просто сработал стоп магнитофона - кончилась кассета. ѕосле этого настала тишина гораздо более абсолютна€, но € уже не стал размышл€ть, в чем ее новое отличие. я не стал сразу переворачивать кассету, вместо этого встал и налил в стакан воды из-под крана - противной, хлорированной весенней воды. ѕочему-то очень хотелось пить. ¬ комнате заметно посвежело, но ощущалась духота. я вернулс€ к столу, перевернул кассету и снова включил запись.

* * *

- „то это? - это был несомненно голос того преступника, только сейчас он был как будто усталый, немного заторможенный.

- Ёто датчики аппаратуры. ¬ообще, прекратите задавать вопросы, —тепцов. ”вер€ю вас, это будет легче дл€ вас самого.

я ухмыльнулс€, услышав выражение "дл€ вас самого". ¬се-таки до чего же глубоко въелась в простой народ, засела в подкорке эта поразительна€ речева€ безграмотность.

- ¬се готово. ¬ы хорошо слышите мой голос?

- ƒа.

-  ак вы себ€ чувствуете?

- ’орошо.

- ѕодробнее!

- Ќемного жмут ремешки на голове.

- Ёто ерунда. —мотрите перед собой - сейчас на стол выпадет листок бумаги, медленно прочтете, что там написано. ¬ы готовы?

- ƒа. ¬от он. ќтсюда - слой один?

- —топ!!! ћолчать!!! - заорал голос, и от силы этого крика звук перегнулс€ за край невидимого микрофона и завалилс€ куда-то вбок. „ерез мгновение он выправилс€. - я же сказал - читать про себ€ молча! ≈ще раз - медленно про себ€. «атем второй раз - вслух - медленно, громко и вн€тно, дл€ контрол€.  онтролирует компьютер, его обмануть нельз€. «атем переверните листок текстом вниз и доложите. ѕосле этого в комнату войдут ассистенты и уберут его, затем начнем с вами работать. ≈ще раз предупреждаю - если вы без моей команды процитируете хоть кусочек текста - € вас тут же расстрел€ю на месте. ¬ы подозрительно косились на дырки в кресле, помните? ¬от это был один из ваших предшественников. ¬се пон€тно? ƒействуйте!

√олос исчез и наступила снова глуховата€ тишина, разрываема€ тиканьем метронома. ѕрошло довольно много времени, прежде чем запись возобновилась.

-  ак вы себ€ чувствуете?

- ’орошо.

-  акие у вас были мысли при прочтении текста?

- Ќикаких.

- ѕодробнее!

- я не знаю. я ничего не пон€л, можно € еще раз прочту, не делайте со мной ничего!

- ќтставить. Ќе кричите.

- я волнуюсь.

- ѕочему вы волнуетесь? ¬ас что-то взволновало в тексте?

- Ќет.

- “огда почему? ¬ы чувствуете какую-то угрозу?

- Ќ-нет... Ќапр€женность какую-то.  ак во врем€ грозы становитс€ трудно дышать.

- “рудно дышать? - голос оживилс€. - ѕодробнее!

- Ќе знаю, просто какой-то комок в горле. Ќет, не комок, просто от волнени€ хочетс€ глубоко вдохнуть. - на пленке послышалс€ шумный глубокий вдох.

- ¬ы вдохнули, вам лучше?

- ƒа. —коро придетс€ снова вдохнуть.

- ѕочему придетс€?

- Ќе знаю. я не знаю, что вы со мной сделали?

- Ќе кричите. »ли вам еще успокоительного?

- Ќе надо.

- »так, что же с вами сделали?

- Ќе знаю, как сказать.

- “ак и скажите. Ѕыстрее!

- ƒо этого € всю жизнь дышал сам, а теперь приходитс€ делать вдох самому.

- ѕо€сните - что значит "сам" и "самому"?

- я не знаю! я думал, что вы шутите про текст, пока сам не почувствовал! „то теперь делать? „то со мной будет?!

- Ќичего не делать, ждать. ¬се почему-то поначалу думают, что мы шутим. ¬ы верующий, —тепцов?

- ƒа! ћне не хватает воздуха! я...

- „то-то у вас быстро все пошло. ћолитесь, —тепцов, просто молитесь - что € вам могу еще сказать. » не ерзайте - вы сбиваете аппаратуру.

Ёти крики €вно действовали мне на нервы - € выключил кассетник. ƒействительно, в очень непри€тную историю € влип, лучше бы мне этого всего не знать. ’орошо хоть в диссертации написано, что текст не может хранитьс€ в печатном виде - вдруг бы какому-то ослу пришло в голову вложить листок с ним в диссертацию? “ам вроде были в конце какие-то странные графики... я глотнул, и мне стало не по себе от этой мысли. Ќет, ну их к черту этих военных и их темные дела, надо держатьс€ от этого всего подальше. ћеньше знаешь - крепче спишь. —жечь и закопать, как велел ≈гор.

я еще раз зевнул - надо проветрить и ложитьс€ спать. «автра тащитьс€ в этот лес. Ћегко сказать - пропусти школу. я человек об€зательный, не могу так поступать. —ъезжу с утра перед школой. ƒолжен успеть. я еще раз зевнул - надо проветрить и ложитьс€ спать. ’от€ бы на пару часов. «а окном светает, уже почти утро, надо проветрить.

*  ќЌ≈÷ *

декабрь 1997 - март 1998, ћосква

© Ћеонид  аганов    lleo@lleo.me    авторский сайт http://lleo.me
—понсирование и хостинг проекта осуществл€ет компани€ "«енон Ќ.—.ѕ.".
—айт €вл€етс€ участником проекта www.hobby.ru