0
<< предыдущая заметкаследующая заметка >>
10 марта 2007
про фирму Sharp

Ворох фотографий разобран, отсортирован и раскидан по папочкам — «наши», «виды», «местный колорит» и т.д. Но поскольку организаторы просили написать пару слов о фирме «Sharp», то начну я обзор с папки «Sharp», там немало интересного.

Что такое фирма Sharp?

Фирма Sharp была дико знаменита в нашей стране во времена СССР: «Смирновы вон в загранки ездят, в «Березках» отовариваются, у них вся квартира обШАРПанная» — говорили в народе. Но сегодня «Sharp» куда менее на слуху, чем Самсунг, LG, и даже соотечественники — Sony, Panasonic. Почему? Дело в том, что Sharp гонит качественную продукцию в основном на японский, европейский и американский рынок (в Японии вообще более 40% рынка — Sharp). Российский рынок почему-то не считался слишком перспективным направлением, и только недавно компания стала задумываться о том, что наверно зря они так легко уступили своё место Sony и Panasonic. В рамках одной из PR-программ попали в Японию представители российского филиала компании Ольга-сан и Иманиши-сан, с ними шесть российских писателей и критиков — Лукьяненко-сан, Головачев-сан, Громов-сан, Синицын-сан, Байкалов-сан, Каганов-сан — а также дважды Герой Советского Союза трижды космонавт Гречко-сан:

История Sharp от жестяной пряжки

История компании интересна и поучительна. Молодой основатель будущего электронного гиганта Токуджи Хаякава начал свою карьеру с того, что в 1912 году зарабатывал на жизнь, изготовляя в своей маленькой мастерской жестяные пряжки для ремней:

Затем он придумал и начал выпускать остроумное, но нехитрое устройство, которое с 1915 года стало известно во всем мире как «самозатачивающийся карандаш». Нам тоже с далекого детства известна эта штука, где из трубочки щелчок за щелчком выползает тонюсенький грифель. Короче, крутой и полезный девайс, пусть даже сменных грифелей нельзя было купить в магазинах времен СССР. Но мы-то радовались такими штукам даже в конце прошлого века, а тут еще надо хорошо понимать культуру, что была в его начале: всякие там дико модные «вечная игла для примуса», «самопишущее чернильное перо», и посреди этого вдруг появляется «японский самозатачивающийся карандаш». Вау! Восторг и овации мировой буржуазии. Вечно острый карандаш стал называться английским словом «Sharp», а счастливый Токуджи Хаякава зарегистрировал одноименную фирму и наладил мастерскую по серийному выпуску самозатачивающихся карандашей, полностью забыв о надоевших жестяных пряжках:

К 1925 году мастерская выросла, количество рабочих мест за ременными станками умножилось, и модные карандаши экспортировались из Токио по всему миру. Но затем в Токио случилось землятресение, которое полностью уничтожило фабрику. Казалось бы, конец всему. Но Хаякава нашёл силы превратить катастрофу в новый этап бизнеса. Как раз в это время ему принесли модель первого радиоприемника. Хаякава пришел в восторг и понял, что карандаши отдыхают. Бросив трясущийся Токио, он отправился в город Осака и создал там мастерскую по производству всего того, что чуть позже станут называть словом «электроника». И вот здесь уже по-настоящему началась многолетняя история Sharp.

Музей электроники Sharp

Радиолы, первые ТВ, первый кондиционер (вырабатывал прохладу при помощи вентиляторов и испарения воды):

Транзисторный радиоприемник (в виде спутника, чем радует космонавта Гречко), транзисторный телевизор, одна из первых микроволновок, калькулятор. Точнее, не калькулятор пока, а скорее арифмометр — счетная машина с регистрами:

А вот это один из первых настоящих калькуляторов — чуть позже Sharp сделает первый в мире калькулятор с дисплеем на жидких кристаллах. Ну а это — первый портативный компьютер (рядом с ним мой мобильник):

Вот это особенно дивный гибрид цифровых и аналоговых технологий: кто не верит портативному калькулятору, мог проверить результаты тут же на счетах:

Один из первых факсовых аппаратов и видеомагнитофон. VHS вообще-то изобрел не Sharp, зато Sharp придумал втягивать кассету внутрь (раньше кассеты закладывались сверху):


Ну а теперь о последних разработках

Вместо традиционных кремниевых фотоэлементов Sharp экспериментирует с элементами на основе оксида титана. Это позволяет делать элементы достаточно прозрачными. Вот окно будущего, где в стекло встроена сетка прозрачных фотоэлементов с диодами:

Весь день окно накапливает солнечный свет, а ночью отдает все накопленное через светодиоды:

Вот на такой дисочек Sharp обещает в ближайшем будущем записывать столько же, сколько на blueray (которого ещё мы пока толком не видели), то есть 30Gb:

Ну и теперь о самом интересном. Sharp активно экспериментирует с поляризацией изображения. Например, на экскурсии по заводу нам показывали абсолютно белый экран монитора, на котором появлялось сочное изображение, если взглянуть через поляризованное стекло. А вот более практичный девайс. Допустим, вы японец и едете на дачу подметать сад камней со своей японской тещей (помеха слева от водителя). Поскольку вы японец, то двигаетесь по навигационному прибору. А поскольку тёща и в Японии тёща, то она тыкает пальцем в прибор и дает советы, по какой улице лучше ехать. Поэтому карту города видите только вы со своего места. Тёща же со своего места видит, например, любимый телесериал. Все довольны!

Ну а самое шикарное — это трехмерный дисплей. Извините, сфотографировать его невозможно, поэтому просто поверьте на слово: расположившись прямо перед монитором без всяких там очков, вы видите обалденного качества самое натуральное трехмерное изображение, которое и выпирает из дисплея и проваливается вглубь — всё как положено. Это может быть фильм или картинки или там еще крутился ролик «web 3d» — нормальная такая веб-страница, только все фотки трехмерные. Думаю, это технология будущего.

Про завод Камеяма

В основном завод Камеяма занимается выпуском телевизоров. Телевизоры большие, клевые, но лично мне не очень интересные, потому что я само телевидение не люблю. В этом году Sharp сделал самый большой в мире телевизор с диагональю 108 дюймов, но, похоже, всего одну штуку, и сразу увез её на выставки, потому что даже на всем заводе его пока не было. Вообще Sharp — один из трех (по-моему) производителей ЖК-матриц в мире. Больше матрицы никто производить не умеет, все остальные фирмы ставят в свою продукцию чужие матрицы. Производит Sharp очень качественно, я спросил, каков процент брака при напылении матрицы с диагональю 40 дюймов, оказалось — всего 10% на старой линии, на новой наверно еще меньше, просто пока данных по ней нет, только запустили. Кто не в курсе — это обалденно низкий процент брака, ещё лет десять назад в мире считалось нормальным, если брак при производстве матриц 90%. Причем, у Sharp браком матрицы считается даже один битый пиксель из 60 миллионов.

Японцы — крайне обаятельный и гостеприимный народ, встречали нашу делегацию с восхитительным радушием. На снимке — замдиректора Sharp и Гречко, вручающий ему свою книгу о космонавтах:

Про экологию

Еще одна тема, про которую на заводе рассказывают посетителям — это охрана окружающей среды. Производство абсолютно чистое, вода перерабатывается на 100% и в ней в специальном заводском водоеме живут особые рыбы, которые бы подохли от малейших примесей. Японцы об этом рассказывают даже больше, чем о телевизорах, но на меня, российского посетителя, это конечно ожидаемого впечатления не производит, поскольку имеется четкая аллергия на экологические темы. Так что извините, выскажусь, хоть и не совсем к месту. Экологические демарши давно уже во всем мире вышли за рамки адекватности и стали спекулятивным козырем в руках дилетантов и истеричных блондинок, которые не осилили даже школьный курс физики. Ведь известно и ежу, что все загрязнения, которые производит человечество — это не больше 1% от деятельности, например, вулканов планеты. Это конечно не означает, что надо теперь плюнуть на меры по охране природы и жить в грязи и саже, но и непрекращающаяся истерика по поводу Человека-Убивающего-Планету порядком надоела. К чему столько ненужных разговоров? Чистота — это хорошо, но я же не рассказываю полвечера гостям, как чисто вымыл ванную и туалет перед их приходом, и запустил в унитаз рыбку, чтобы удостоверить абсолютную чистоту? Если в пресс-релизе компании в одной из первых строк написано «наша цель к 2010 году стать компанией с нулевым влиянием на процесс глобального потепления» — это не смешно, это — мега-смешно. Господа, ну кого, кого вы парите? Вы что, держите читателя за полного американского идиота? Или это реверанс в адрес целевой аудитории — пожилых российских покупательниц телевизоров, которые надевают от сглаза булавку и выписывают газету «ЗОЖ»? Извините, глубоко уважаемый завод Sharp, я смею вас уверить, что вы себе льстите, ваше влияние на процесс глобального потепления, яркость солнца и скорость разбегания галактики равны такому абсолютному нулю, абсолютнее которого в природе не бывает. Особенно если помнить, что «процесс глобального потепления» — такое же спекулятивно-журналистское понятие, как и начавшая лет десять назад снова сокращаться «озонная дыра»: это все космические колебания климата с периодом в несколько сотен лет, на которые человек повлиять никак не может даже при всем желании и напряжении всех своих ничтожных силёнок. Поэтому в газетке «ЗОЖ» это выглядело бы органично, а в программе крупнейшей компании — как минимум, вызывает ощущение, что тебе вешают на уши лапшу удон.

Другой момент. Производство электроники — оно же и так самое чистое, даже завод по выпечке хлеба и тот больше загрязняет среду. Электроника на порядок чище, чем производство алюминия или стали или даже электроэнергии, которую тянет завод с электростанций, не смотря на солнечные батареи на крыше. Хорошо, производство чистое. А его компоненты? И если алюминий для телевизионных каркасов на заводе Камеяма импортируют, скажем, из России, то конечно можно сколько угодно хвастаться чистыми руками и золотыми рыбками на линиях по производству электроники, и делать при этом вид, что вечный фиолетовый снег города Саяногорска не имеет к этому никакого отношения; сам собой на ровном месте возник синий снег там, а алюминий здесь. Поэтому конечно тот факт, что половина рассказов японцев о своем заводе состоит из нахваливания очистных сооружений и экологических мер — это производит впечатление явного перебора. Впрочем, тут надо помнить о том, что японцы вообще помешаны на бережном отношении к природе. Чему бы нам следовало у них поучиться. Хотя все-таки хочется пожелать японцам вместо того, чтобы рассказывать о чистых рыбках в заводском резервуаре, придумать способ очистить свое побережье от хлопьев органической гадости, которую приносит сюда самый крупный засоритель — мировой океан. Рыбам бы стало легче, вид с самолета красивее, а Байкалов наверно смог бы даже искупаться:

Особенно в теме экологии меня удивил рассказ экскурсовода о том, что на заводе не используют вредных веществ, например, свинца. Кто не в курсе — свинец необходимый компонент припоя во всем мире во веки вечные, поскольку чистым оловом паять нельзя, и его надо смешивать с каким-то более легкоплавким металлом, где свинцу нет равных. Токсичность свинца в припое может проявиться только в одном случае: если каждый день грызть печатные платы, заглатывая кусочки. Иными словами, крайне изумившись такому факту, я тут же ткнул мизинцем в классические густые сопли характерного по цвету свинцово-оловянного припоя на печатной плате, и спросил экскурсовода, что это такое? Громов тихо предположил, что это может быть смесь олова с индием, а экскурсовод ответил, что это точно не свинец. Тогда я спросил, использует ли завод Камеяма, собственно, хотя бы олово? Экскурсовод ответил, что он точно про олово не знает, но этот вопрос выяснит. И подошел к делу с истинно японской серьезностью: тем же вечером нашему переводчику передали для меня бумажку с официальным ответом: «нет, на заводе Камеяма совсем не используется олово». Всплакнул, честно говоря... Позже я выяснил, что на многих современных производствах действительно в последние годы не используют свинцовые припои.

Но, несмотря на мое ворчание по поводу этой явной экологической лапши, и завод и сама Япония действительно оставляют ощущение самого чистого места на планете. Недаром Гречко позже в интервью сказал, что в первую очередь его поразило бережное отношение японцев к земле, а уж во вторую очередь — всякие стереомониторы.

На этой оптимистической ноте рассказ о японской электронике с уважением и божьей помощью закончим. А в ближайшие дни я буду постепенно рассказывать обо всем остальном: про японцев, Японию, рыбу фугу, о космонавте Гречко, о том, как мы кормили козлов, а как Будда нам исподтишка показывал факи, про пиар и сад камней, про японского чебурашку и о многом-многом другом.

<< предыдущая заметка следующая заметка >>
пожаловаться на эту публикацию администрации портала
архив понравившихся мне ссылок

Комментарии к этой заметке автоматически отключились, потому что прошло больше 7 дней или число посещений превысило 20000. Но если что-то важное, вы всегда можете написать мне письмо: lleo@lleo.me