логин: 
<< предыдущая заметкаследующая заметка >>
17 июля 2011
Фильм "ГАТТАКА" или Семнадцать мгновений мочи

Полтора часа страха перед анализом мочи.

UPD: Ладно, напишу подробнее, раз уж так хотите.

Декорации фильма — мир цифрового будущего, населенный ГМО-людьми, чьи гены «улучшены». Им противопоставляется герой, рожденный «по-старинке». Первая ошибка: совершенно неубедительно показано, чем, собственно, ГМО лучше. Чем? Может, они прыгают на 20 метров вверх, умножают в уме 10-значные числа, видят в темноте, умеют отключать боль или более работоспособны? Нет, они отличаются только анализом мочи. Чего ради было создавать ГМО? Чуя свой полный теоретический провал в этой области, авторы пытаются зайти с другого бока — мол, не столько ГМО лучше, сколько обычный человек хуже. Он э-э-э... больной! У него плохое сердце! Он умрет в 32 года, этот факт в момент рождения диагностирован гаданием по капле крови из пятки. Кто назвал этот фильм «научным»? Они вообще слышали такое слово, как пренатальное и постнатальное развитие организма? Гены там не единственный фактор.

Ведь какая могла быть богатая тема! «Обычный» человек побеждает «сверхлюдей» во всех их сверспособностях лишь потому, что у него непоколебимая воля и великая мечта. А может, и ум, и хитрость, может, он смог бы провести расследование сам... Но сверхлюдей нет — разница, как мы выяснили, лишь в моче. Да и сам герой периодически мямлит, кричит «я не справлюсь», и коллегам по мошенничеству приходится его уговаривать.

В результате весь сюжет фильма, все полтора часа, герой соревнуется не со сверхлюдьми, а с анализами. Биометрия в этом мире не известна — пусть. Этот мир не знает отпечатка пальца, голоса, сетчатки, и всего прочего, что не запрограммированно в ДНК, а формируется во время роста и развития. Пусть. Анализы ему приходится сдавать по сто раз на дню — анализ крови на входе, анализ мочи, анализ волос... Ладно, на входе в офис. Но для чего несколько раз идентифицировать личность по моче в здании офиса на протяжении рабочего дня?! Господа, это смешно. Это как если бы Штирлиц все 12 серий бегал по рейхсканцелярии от анализа мочи. Штирлиц идет по коридору и боится, что внезапно навстречу выйдет взвод гестапо с внеочередной проверкой и предложит сдать кровь из вены и поссать в баночку, и это провал. «Семнадцать мгновений мочи».

Изумляют и действия следователей. Произошло убийство. Но следователям неведомы охранные камеры наблюдения, опрос свидетелей и поиск мотивов. Следователи в этом удивительном фильме — тоже «люди мочи». Весь арсенал следственных мероприятий — анализ мочи и крови. Даже отпечатки пальцев их не интересуют — авторам фильма ударила в голову именно моча, и всех своих героев они заставили работать с мочой.

Другая беда фильма — слабая сюжетная логика в угоду штампам. Коварное убийство директора в офисе клавиатурой по башке попахивает абсурдом. Старичок-заместитель так и не смог объяснить зрителю, зачем он это сделал, и как ему это удалось. Бессвязный лепет про «окно для старта открывается раз в 70 лет» (ага, а ракеты стартуют по 12 штук в день долгие годы) — это не объясняет мотив убийства. Старичок сам хотел лететь на Титан? Или мечтал стать главным в рубке местного ЦУП? Чудовищный эпикфэйл детективной линии, бог из машины.

Встреча разлученных братьев тоже попахивает полным абсурдом. Привет, Болливуд. И дотащил герой брата до берега или утопил, решив свою проблему, — это нам не показали. Брат больше не появился. Понимай, как хочешь.

Слабая лирическая линия — у нее нет развития, нет чувств, нет перелома. Постепенно начали встречаться и прохладно простились перед разлукой. Это теперь лирическая линия?

Отдельное удивление вызывает господин донор мочи. Авторы изо всех сил пытались нам показать, что у человека такая психологическая проблема, что он стал самоубийцей-рецидивистом. Но в чем его проблема? Почему или после чего он вдруг стал таким? Это же не врожденная черта характера, ведь он ГМО, а общая депрессивность и тяга к суициду во многом обусловлены генетически. Так что с ним? Об этом ни слова — нам снова показали картонку-штамп и снова предложили поверить на слово. В этом фильме все сделано по такой схеме. Единственное, о чем сообщил трижды господин донор мочи, — так это о своем планируемом самоубийстве. Но герой не подумал его останавливать или отговаривать или попросить Уму проследить за другом во время отсутствия. Понятно: спасать друга не в интересах героя. Но такая нечуткость к окружающим ему не в плюс.

Вообще складывается ощущение, что люди ГМО более чутки, отзывчивы, более готовы на сострадание и даже самопожертвование. Героя окружают, если вдуматься, отзывчивые люди: ради него подвергают себя большой опасности подпольный врач (много ли денег он получил с нищего уборщика?), и врач офиса, и Ума, и брат... А донор вообще готов отдать за друга жизнь. О главном герое такого не скажешь: этот классический эгоист никому не помог и ни разу не поступился своими интересами ради кого-то. Мог бы хотя бы ради любви что-то сделать себе в убыток — так принято в жизни и в кино. Но нет — весь фильм он думает только о себе. Даже перед избитым полицейским ему не стыдно — ведь избил невинного человека, а насрать. Этот ублюдок даже родителям не писал долгие годы, и те даже не знали, что он жив (это мы узнаём от брата). Вы понимаете? Вдумайтесь: даже маму с днем рождения не поздравлял десять лет, скотина! Похоже, у ГМО заодно ремонтируют гены нарциссизма и эгоизма. И тогда ГМО действительно лучше?

Итог: перед нами затянутый скучный фильм с бездарным сюжетом, где из всех возможных эпизодов авторы смогли придумать только сдачу анализов, и эксплуатировали ее весь фильм. Кто эти авторы? Медсестра приемного пункта анализов или косящий призывник?

Но совсем другой поворот будет, если считать фильм притчей. Притча о наркомане. Перескажем ее в этой терминологии. В здоровом обществе живет больной. Деклассированный элемент, наркоман, уборщик. Единственная его страсть — летать и улететь. В жаргонном понимании этих слов. Чтобы ему не запретили это делать, наркоман вынужден таиться, изображая здорового члена общества. А для этого ему необходимо постоянно подделывать анализы. Моча, кровь, волосы, ногти, пот с частичками кожи — кто не в курсе, все это инструментарий наркологической экспертизы. Вы не знали? А я имел такой опыт. Когда-то нам с Ромой Воронежским после тусовки в студии Лебедева довелось попасть в здание напротив — институт криминалистики в качестве понятых. Нас остановили на улице и попросили поприсутствовать: таджика поймали с 10кг героина-сырца, а мы ставили подписи на пакетиках с образцами срезанных при нас волос, ногтей, а также с ваткой, которой протерли шею таджика. Так делается серьезная экспертиза на наркотики. А анализ ДНК делается не так, не по ногтям и чешуйкам кожи - там, в грязи, микробов с чужеродной ДНК в тысячу раз больше, чем ДНК собственной. Ради того, чтоб «улететь», герой-наркоман уже готов на все: он избивает полицейского, убивает заподозрившего его начальника (похоже, ему удалось подкинуть слюну-улику и перевести стрелки на невиновного старичка), затем топит брата (брат за него волновался и пытался спасти). Отдельно доставляют столы, заваленные пробирками и колбами — их показывают со вкусом. Зачем другу-донору в доме такая адская лаборатория?! Поссать в баночку и взять кровь из вены — минутное дело. Но авторы фильма постоянно показывают друга за работой над исполинским столом, заваленным немыслимым количеством колб и оборудования. Что он делает за ним целые дни? В баночки ссыт? Ясно — иносказательно нам показали химика, снабжающего героя наркотиками для его «мечты о полетах». Мораль фильма: наркоман сумел долго продержаться, обманывая анализы и общество, но вконец потерял человеческий облик, запятнался в преступлениях, и в итоге совсем улетел из нашего мира. А его дилер покончил жизнь самоубийством. Вывод: наркотики — зло. В качестве такой иносказательной притчи я вижу оправдание существования этой кинокартины. Но авторы не имели это в виду — они верили, что снимают фильм «о чем-то там высоком», просто фантазия закончилась на шприцах и анализах, так и не начавшись. Очень жаль.

<< предыдущая заметка следующая заметка >>
пожаловаться на эту публикацию администрации портала
Страницы, которые привлекли мое внимание за последние дни, рекомендую:
2017-11-22 В июне 1982
архив ссылок

Комментарии к этой заметке сейчас отключены, надеюсь на понимание.