0
<< предыдущая заметкаследующая заметка >>
26 сентября 2021
Фильм "ДЮНА" и проработка комплекса конквистадора

Благую весть принес я вам, люди, которые считают, что я не разбираюсь в кино! Для вас вышел отличный фильм — Дюна! Обязательно идите его смотреть, вам понравится! А эту страницу закройте и дальше не читайте, потому что сказанное тут вам не понравится, а при невысокой глубине интеллекта может даже оскорбить лично. Так что давайте вы просто на этом прекратите чтение и просто сами пойдете посмотрите этот глубокий и яркий фильм? Договорились?

А остальным расскажу. Сходили мы тут посмотреть Дюну. Слушайте, ну это небывалый пиздец. Такой лютой скучищи я не видел с 2009 года (когда меня заманили смотреть российский кинофильм «Возвращение мушкетеров»). Я думаю, это вообще самый скучный в мире фильм в категории трехчасовых.

Да! Это, сука, будет длиться три часа! Этот фильм — гигантский песчаный червь!

Спойлеры фильма «Дюна» невозможны по двум причинам. Во-первых, впечатление от просмотра испортить уже нельзя. Во-вторых, там нет сюжета, который можно пересказать.

За три часа режиссеру удалось экранизировать только экспозицию. В смысле, треть первой главы первой части первой из книг, если их там несколько. Продолжение типа следует, ищите на афишах новые серии. Чтоб вы себе представляли: это как вышла бы трехчасовая экранизация книги «Малыш и Карлсон», где три часа Малыш слоняется по квартире, беседует с мамой, мечтает о собаке и видит во снах крыши, и только перед самыми титрами раздается стук в окно и жужжание.

Все три часа вам будут показывать, сука, Афганистан. Фильм не приурочен к выходу американцев из Афгана — режиссер не мог об этом знать. И образ главной героини в обносках с безумными глазами, позаимствованный со знаменитой фотки афганской девочки, тоже, я уверен, получился не преднамеренно. Но это точно Афганистан. Песок, песок, постройки из песка, иногда камни. Иногда — летучие машины, грубые, как пирамиды Ацтеков, похожие на плохо отесанные камни, и такие же по функционалу. Все три часа по экрану будут бегать сраные талибы, замотанные в нестиранные тряпки, а также полчища головожопых реконструкторов (у них шлемы такие) с холодным оружием в руках. Они будут уныло резать друг друга, произнося пафосные слова со сложнейшими щщами. Полтора раза покажут знаменитого песчаного червя, он будет похож на анус элефанта.

Кстати, про анус элефанта. Заранее погуглите, кто режиссер и чем он знаменит. Заранее! А не когда на исходе второго часа устали от неимоверной хуйни и вышли поссать в фойе. Режиссер — Вильнёв. Фильмов у него хороших нет. Самый известный — «Прибытие», в свое время я писал, что о нем думаю. Это театральная драма про сложные щщи во время контакта с пришельцами, которые прибыли на Землю в форм-факторе ануса элефанта. У этого режиссера в творческом инструментарии много богатых приемов. А именно: серые тряпки и шторы, игра теней на тряпке, полумрак, дым-машина, разблюр произвольных кусков экрана, нескончаемые зловещие уханья за кадром и сложные щщи. То есть, всё, что 40 лет назад изобрел Норштейн для «Ёжика в тумане». Только плюс анусы элефантов, когда Вильнев изображает ужас и таинственность.

Не обольщайтесь, если вам кто-то скажет, что это фантастика про космос и будущее. Это не фантастика, это фэнтези. Фэнтези — это особый жанр для особых людей, которых интересует не будущее, а прошлое. Они втайне мечтали бы жить в сраном феодальном XIV веке, где никто не знает, что такое ежедневный душ, презерватив, радиосвязь, комнатное электроосвещение из ИКЕИ и стеклопакеты на окнах. По причине тотального отсутствия образования в таком мире все обязательно дрочат на родоплеменные касты, династические браки и древние пророчества. А все вопросы тимлидерства решаются при помощи суеверий, кумовства и поножовщины. Потому что огнестрельного оружия дикари тоже пока не знают.

Ностальгия по средневековью имеет ту же природу, что и ностальгия по СССР. Мол, король Генрих-Карл был кровав, но при нем, мы читали, был в Ост-Индской империи порядок, а молоко на базарах было таким экологичным, что не скисало никогда, а все люди были принцами и принцессами, носили музейную одежду, жили долго и счастливо, и умирали здоровыми от красивых дуэлей во славу Империи. Вот бы нам снова туда вместо офиса!

Авторы фэнтези — тоже особые люди, их видно издалека: они всегда пишут книги толщиной с кулак тролля. А закончив книгу, никогда не могут остановиться — пишут продолжения в таком количестве, что их называют уже не продолжениями, а тактичным словом «циклы». Происходит это потому, что им просто не на чем остановиться. У них отсутствует поставленная задача, которую они планировали решить своей книгой и своим сюжетом, они даже не понимают, что это за терминология. Соответственно, отсутствует сюжет: вместо него используются приключения. То есть — беготня героев, которую можно прервать на любой очередной помолвке или штурме крепости, и продолжить с любого места в том же темпоритме. Я не читал «Дюну», но видел размер книги и всегда был уверен, что там средневековье, поножовщина, колдунство, феодальные междоусобицы, кровная месть, тайны древней крови, дворцовые заговоры и всё прочее говно веков.

Книгу я не читал, а фильм — честно скажу — почему-то надеялся, что будет снят красиво. В конце концов, мы же все уважаем Толкиена и фильмы Питера Джексона, и есть за что.

Но это зрелище оказалось вопиюще унылым. Хотя в фильме изложено, судя про всему, лишь вступление книги, сюжет заранее понятен и угадывается целиком, сколько бы в итоге ни вышло фильмов в этом киносериале. Кстати, я готов допустить, что именно Херберт и был родоначальником сюжетного штампа, раз его книга появилась в середине 60-х. Хотя всё же думаю, что этот штамп более древний — родоплеменной комплекс человечества времен покорения Америки, он растет своими корнями скорее из книг какого-нибудь Фенимора Купера. Штамп этот мы видели в сотнях фильмов и мультиков, включая «Рейн форест», «Аватар» и еще миллион. Штамп условно называется «Белый человек защищает дикарей от геноцида», и цель его — проработать многовековые комплексы белой расы по поводу всех тех исторических гнусностей, которые в реальности были прямо противоположны по смыслу. Выглядит штамп так:

а) Имеется герой высокоразвитой белой расы, чьи соплеменники варварски разоряют природу гигантскими смрадными машинами ради добычи ценной древесины, золота, анаптаниума, нефти, галлюциногенной корицы и прочего ценного сырья.

б) Имеется малый народ на примитивной стадии развития, который, как может, враждует с белыми плантаторами и их могучими машинами. Обычно это гномики, синезубые эльфы или вот такие песчаные игиловцы. То, что для белого завоевателя ценное сырье, для них — святой элемент в местном шаманизме.

в) В силу независящих причин герой попадает в дикий табор к этим опасным дикарям — уменьшается до размеров феечек, заселяется в чужое тело, ну или просто пешком. Дикари его не убивают сразу, потому что их смутило «древнее пророчество». И начинают учить уму-разуму и прочему метанию бумеранга.

г) Оказывается, что у них в таборе, помимо отсутствия гигиены, одежды, огня и колеса, имеется высокая Природная Духовностьtm

д) Также герой обязательно влюбляется в самую красивую бабу племени — чаще дочь главного вождя или шамана. Обычно она его поначалу и учит премудростям местного уклада, постоянно промывая мозг на тему «гармонии» с местной природой.

е) Будучи всё же человеком цивилизации, он в краткие сроки осваивает дикарские навыки гораздо лучше, чем ими владеют сами дикари. Что звучит логично. Но по сути — испанский стыд за авторов, которые берутся писать как бы задним числом оду мудрости дикарям, а все равно рисуют их тупыми. В итоге главный белый пришелец возглавляет дикарей и ведет их в бой против своих бывших соплеменников мстить за поруганный заповедник и отвоевывать им обратно давно просранную независимость.

ж) Важный номер в нашем цирке — джигитовка. Для подтверждения своего высокого статуса в отсталом племени герой седлает какую-нибудь гигантскую природную бестию и с гиканьем летит в атаку на ней впереди всех, демонстрируя бесстрашие и военно-прикладные конные навыки. В оригинале это конечно дикий мустанг, которым исторически не владели индейцы. Но в зависимости от фантазий автора это может быть летучий дракон, исполинский червяк или просто большой майский жук, если мультик про племя феечек.

з) Сюжет заканчивается победой восставших индейцев над белыми людьми, потому что на этом мысль останавливается — вековой комплекс проработан, гештальт мысленно закрыт, а что делать с дикарями дальше и как белому человеку с ними отныне жить, никто из авторов обычно не понимает. Самые упоротые могут выжимать из себя продолжения, «миры» и «циклы», перезапуская сюжет или углубляясь в мелкие племенные разборки среди индейцев.

Совершенно не нужно читать книгу «Дюна» или досматривать остальные трехчасовые части экранизации от режиссера Вильнева, мастера теней на серой шторе, чтобы понять: сейчас сюжет остановился ровно на пункте «в». Далее индейцы научат бледнолицего курить бамбук, метать томагавк, клеить мокасины из болотных соплей, любить родную природу и понимать язык зверей, деревьев, глистов и мхов. А он, разумеется, станет у дикарей вождем, исполнит все пророчества, оседлает дикого мустанга и поведет босяков в бой под ружья шерифа и его лесорубов. Многие полягут, но дикари все равно не знают счета. А герой станет героем. Возьмет в жены главную дочь племени, Даму Червей, станет легендой, и наконец смоет с души зрителя то стыдное воспоминание о белых людях, когда в реальности они отстреливали дикие племена не только за сырьё, а просто для развлечения.

Впрочем, природа берет своё: фильм Вильнева заканчивается на эпизоде, когда, попав в племя «близких природе», белый герой первым делом убил там негра. Это такой отдельный бич всего штампа: как бы мы ни хотели запоздало найти, за что можно похвалить истребленных индейцев (за меткость рук, преданность в дружбе или экологичный быт), как бы мы ни пытались задним числом переписать историю, рассказав, что белые люди принесли коренным народам Америки, Африки или Сибири не истребление, а свободу... а всё равно из глубины души рвётся хвастливый манифест о том, что наш белый цивилизатор по-любому умнее, храбрее, проворнее, добрее и сильнее любых туземцев, а сами туземцы пусть будут расходным сырьем боевых сцен сюжета: их погибнет несчетное число, куда больше, чем белых соплеменников.

Понимаете смысл архетипа, да? Нам тут немножко стыдно, что мы вас истребили, так что давайте теперь сыграем, будто белый цивилизатор принес в ваш мир защиту. От кого? Да хоть от самого себя. А за это чур я буду ваш новый бог и вождь и ебать вашу дочь. Потому что белый цивилизатор с любой стороны круче всех — и когда против вас, и когда за...

Но дело-то даже не в штампе — в конце концов, «Аватар» снят по тому же сюжету, и прекраснейший фильм. И дело не в том, что это уныло растянутая десятая доля от сюжета. А просто это безумно скучная, бездарно снятая и гнусно сыгранная пафосная ебола про некрасивые феодальные разборки неприятных феодальных людей, и все три часа перед тобой желтый монохром: песок, дым, полумрак и тени на тряпках. Сделано из говна, потому что нет даже палок.

<< предыдущая заметка следующая заметка >>
пожаловаться на эту публикацию администрации портала
архив понравившихся мне ссылок

Комментарии к этой заметке скрываются - они будут видны только вам и мне.

Оставить комментарий