© Леонид Каганов, черновики проекта

Все страницы по теме «НОВАТОРЫ»:

НОВАТОРЫ

ОБЩЕЕ СЮЖЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

История и конфликт Шамана Морока
из рабочих материалов сезона

МОДЕЛЬ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ

Коль скоро принята модель шамана Морока, мне кажется, имеет смысл сделать его образ и конфликт с героями более простым и понятным. Здесь напрашивается антигерой — полная противоположность героям нашей команды. Тогда появится возможность давать зрителю не только позитивный пример, но и высмеивать отрицательный.
Конфликт Магия/Наука — это само по себе очень богатое противопоставление. Полагаю, имело бы смысл показывать в образе Морока все те качества, которые диаметрально противоположны научному познанию, прогрессу, смекалке, любопытству и т.д. Постараюсь набросать примерный список:
-- боязнь всего нового, консерватизм, страсть к старым традициям и устоявшимся ритуалам;
-- необучаемость, стремление повторять свои ошибки, не делая выводов;
-- неумение работать с фактами — Морок то принимает на веру любую ерунду, то отрицает очевидное;
-- категоричность, горячность, неумение признавать свою неправоту: непонимание, что отрицательный результат тоже ценен;
-- нарушенная логика: постоянно ошибочные умозаключения (перспективная тема для шуток);
-- суеверность, страх перед неизвестным, боязнь техники;
-- нежелание учиться и изучать чужой опыт (в комических случаях — нежелание прочесть инструкцию);
-- вера в изначальное «предназначение», «избранность» — Морок считает, что учиться и совершенствоваться бесполезно, потому что все способности, силы и умения это врожденные свойства: они либо даны (и тогда ты «избранный»), либо нет (и тогда тебе ничего не светит);
Соответственно чтобы противопоставление стало более ярким, Морок конечно должен быть не юношей, а напротив — вздорным стариком. И олицетворять собой не талант и предприимчивость, а наоборот: неграмотность, упертость, лень, консерватизм и антинаучный стиль мышления. Думаю, не надо делать его злодеем — лучше, если это просто дурной самоуверенный старикашка, который «лучше всех знает, как надо». Но при этом наивный, несобранный, забывчивый, ворчливый, неуклюжий и вообще слегка комический персонаж, вызывающий не только раздражение, но и сочувствие.

ПРЕДЫСТОРИЯ ШАМАНА МОРОКА

Мне кажется, не имеет смысл загружать читателя излишней предысторией — племенными династиями дикарей, бедами ледникового периода и футурошоком Морока при поездке в будущее.
Просто есть у дикарей в Ледниковом Периоде древний шаман Морок. Он всемогущий, потому что Владыка Артефакта. (Возможно, он и устроил ледниковый период неправильным обращением с прибором). Морок узнал (от самого Артефакта), что в будущем человечество пойдет по неверному пути: люди станут отрицать магию и перестанут поклоняться шаманам, а каждый простолюдин получит возможность учиться и изобретать чудеса. Морок считает это преступлением против магии и готов сделать все, чтобы найти и «исправить» тот исторический момент, когда человечество вступило на неверный путь.

МАГИЯ И ВСЕМОГУЩЕСТВО МОРОКА

Полагаю, имеет смысл сосредоточить всё всемогущество Морока в неком его предмете — Волшебном Артефакте. Это не должна быть Волшебная книга — ведь книга символ знания. Это не должно быть Волшебное заклинание, потому что заклинание — это какая-никакая, но формула. Это некий «робот для неуча и бездельника» — тупое устройство, которое безропотно и мощно исполняет любые голосовые приказы хозяина. Кстати, поскольку Морок не понимает принципов действия артефакта, он может иногда давать команды логически противоречивые или невыполнимые, и тогда результат окажется непредсказуем или опасен для него самого. По внешнему виду артефакта лучше наверно советоваться с художниками, но хочется, чтобы это было позатейливей, чем просто волшебная палочка: хотя бы волшебная лопатка, волшебный пень, волшебное чучело совы, а лучше вообще плоская черная штука, напоминающая волшебный смартфон.
Возможно в будущих сюжетах даже выяснится, что магии и впрямь не существует и никогда не существовало, а этот Артефакт — просто некое техническое устройство, персональный помощник, способный управлять материей и менять причинно-следственные связи. Его Морок позаимствовал у сверхразвитой космической цивилизации и использует в своих целях, думая, что это магия. Возможно, эта цивилизация сама за ним охотится, желая вернуть опасную игрушку, попавшую в руки дикаря.
Нам главное, что Артефакт даст Мороку возможность считать себя избранным и всемогущим. Хотя зрителю понятно, что всемогущий — сам артефакт, выполняющий команды хозяина, а без него Морок совершенно беспомощный жалкий старикашка — как Хоттабыч без своей бороды.

МОТИВ ДЕЙСТВИЙ МОРОКА

Мне кажется, мотив был выбран совершенно верно: Морок считает, что цивилизация пошла по ошибочному пути. Он уверен, что миром должна править магия и шаманы, получающие волшебный Артефакт по наследству. Поэтому его бесит, что «чудеса» могут сделать самые обычные люди, когда они прилежно учатся, фантазируют, думают головой, используют накопленные знания и (о, ужас!) свободно ими делятся. Он считает это кощунственным посягательством на таинство Великой Магии, которой желает целиком обладать сам, ни с кем не делясь. Морок привык быть главным.
Когда Морок слышит слова «изобретение», «открытие», «наука», «закон», «эксперимент», «книга» — он бесится и его трясет от ненависти.

ЦЕЛЬ МОРОКА

Он хочет «спасти мир» в своем понимании. То есть, остановить прогресс и разрушить цивилизацию. Он путешествует по времени и мешает «простым людям» сделать судьбоносные для прогресса открытия.
Как он выбирает исторические моменты и как туда попадает? Мне кажется, об этом нам вообще не надо думать — это ж «магия», всё сам делает Артефакт. Морок лишь задает вопрос, какой мерзавец изобрел колесо, построил самолет или открыл принцип прививки, и Артефакт ему это показывает: на поверхности воды или голограммой в воздухе. Мороку остается лишь приказать перенести себя в это время и постараться помешать.
При этом Морок не мстит и не вредничает — он тоже своего рода самоотверженный подвижник и считает, что трудится (терпит неудачи и страдает) исключительно для блага людей всех времен и народов. Задача героев, соответственно, не бороться с ним, а — остановить и вразумить.

СИНОПСИСЫ СЕРИЙ 13-26

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЛИНИЯ

— Герои понимают, что нельзя бесконечно бегать за Мороком. Нео торопит. Все понимают, что пора менять стратегию и перейти к активным действиям. Однако, у них возникают разногласия по стратегии:
Нео считает, что нужно побеждать Морока средствами науки.
Фил считает, что действовать надо смекалкой и хитростью (ловушки).
Нана за диалог. Она уверена, что Морок запутался, жалеет его и считает, что с ним надо подружиться и терпеливо, как ребенка, вразумлять, убеждать и воспитывать. Герои поднимают ее на смех.
— Фил и Нео строят прибор, разряжающий батарею у Артефакта.
— Фил пытается заманить Морока в ловушку – под воду.
— Нана за диалог. С ее помощью у Морока и героев отныне будет радиосвязь.
— Фил упорно пытается заманить Морока в ловушку. А Морок – старается убить героев.
— Приходят к выводу, что статегия ловушек и силы неверна. Нане удается убедить друзей, что на Морока надо воздействовать иначе – доказывая ошибочность его заблуждений.
— Несколько раз Мороку показывают, что без знания законов науки он беспомощен даже с артефактом. Но и это не приносит результата.
— Тогда Нана отправляется сама поговорить с Мороком не как со врагом, а по душам. Им удается поговорить. Морок, правда, пытается уничтожить изобретателя музыкальной гармонии Баха, но остается поражен силой музыки. Здесь он впервые понимает, что, возможно, в чем-то неправ. Нана и Морок заключают временное перемирие!
— Пытаясь расширить перемирие, Нана приглашает Морока на дружеский ужин в его честь. Но ужин срывается, и они снова остаются врагами.
— Морок снова зол и хочет убить героев. Для этого он использует Нео – гипнотизирует его. Герои и Морок знакомятся с Фрейдом, который вскрывает комплексы и проблемы Морока. Морок в душевных терзаниях.
— Морок хочет разом убить героев. А те в поисках управы на морока отправляются к его маме. Та делает ему строгое внушение.
— Морок вдруг понимает, что вся цивилизация держится на знании, поэтому достаточно уничтожить книги! Пытаясь уничтожить Красную книгу, чуть не погубив любимых зверей (в т.ч. свою сову) Морок понимает, что ошибался. Он раскаивается в своих действиях и приходит мириться с героями.
— Однако большая опасность для планеты, инициированная Мороком ранее, реализуется – чтобы ее победить, требуются совместные усилия. Морок и герои вынуждены действовать в команде. Здесь происходит окончательное объяснение и примирение.

СИНОПСИСЫ СЕРИЙ 13-26

13. Баскетбол или ДНК (Уотсон и Крик)

Варианты изобретений: изобретатель баскетбола 1891, США, Джеймс Нейсмит привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона. Уотсон и Крис – ДНК, генетика. Дарвин – теория Дарвина о происхождении видов.

СЮЖЕТ: Путешествие к изобретателям.

ГОРИЗОНТАЛЬ: Нео в страшном гневе – он получил сообщение с родной планеты, где говорится, что его подозревают в краже прибора и розыскивают. Нео укоряет героев, что они не ловят Морока. Фил поддерживает его – нельзя бесконечно бегать за Мороком и исправлять его злодеяния, надо его поймать! Необходимо перейти в наступление и выработать стретегию по поимке Морока! Но Нана настаивает на диалоге. Им удается поговорить с Мороком: он еще раз четко формулирует свои претензии (его родные неандертальцы вымерли — люди оказались потомки кроманьонцев; люди своей наукой уничтожают природу и животный мир). Он поясняет еще раз свои планы: любой ценой разрушить прогресс.

14. Курчатов. Первая мирная атомная электростанция.

СЮЖЕТ: Нео строит устройство, который разряжает батарейку в украденном приборе. Пытаясь восстановить дармовую энергию, Морок забирается в институт Курчатова к реактору. Это первая в мире мирная атомная электростанция – 1954, Обнинск. Морок успешно заряжает прибор, но решает заодно напакостить Курчатову. Он вынимает из реактора графитовые стержни и чуть не устраивает ядерную катастрофу.

ГОРИЗОНТАЛЬ: Последняя попытка обезвредить Морока ни к чему не приводит. Поэтому герои пытаются объяснить Мороку, что безграмотные действия способны принести природе гораздо больше вреда, чем стихии, контролируемые наукой и знаниями.

15. Жак Ив Кусто – акваланг.

СЮЖЕТ: Путешествие к Жаку Иву Кусто.

ГОРИЗОНТАЛЬ: Герои Пытаются заманить Морока в ловушку – под воду.

16. Попов – радио.

СЮЖЕТ: Путешествие к Попову.

ГОРИЗОНТАЛЬ: Нана настаивает, что Морока надо вразумить. Но как с ним поговорить, если он вечно бегает и творит зло? Нана считает, что нужно для начала огранизовать постоянную связь с ним. И хоть в финале героям снова не удается поймать Морока (как надеялся Фил), но они (стараниями Наны) оставляют ему радиопередатчик. По крайней мере, теперь у них постоянно с ним связь — они могут переговариваться или ругаться или пытаться убеждать. Отныне они задают ход событий (следующие серии начинаются со звонка Мороку).

17. Пажитнов – игра Тетрис.

СЮЖЕТ: Путешествие к древним компьютерным машинам. Алексей Пажитнов, 1984.

ГОРИЗОНТАЛЬ: Фил решает направить Морока по ложному следу – он внушает ему идею, будто Тетрис – это «та сила, у которой нельзя выирать», величайшая игра всех времен и народов. Морок не сильно разбирается, какое изобретение судьбоносно, а какое нет, поэтому решает остановить изобретателя Тетриса. Героям только того и надо – они ставят на Морока ловушку, которая, однако, срабатывает не так, как надо. В конце веселый экшен: Морок сам вынужден, как в Тетрисе, уворачиваться от огромных падающих блоков (они падают по его вине).

18. Ломоносов – закон сохранения вещества.

СЮЖЕТ: В лаборатории Ломоносова. Заставляя Морока делать Артефактом множественные преобразования материи, герои добиваются истощения его свойств. Поскольку закон сохраения вещества никто не отменял.

ГОРИЗОНТАЛЬ: Филу приходится признать: ловушки не работают! Нана предлагает свой план: имея с Мороком постоянный радиоконтакт, заманить его в такие условия, где он сам поймет, что неграмотность – убийственна. Это удалось: прибор Морока исчерпал запас силы!

19. Эйнштейн – теория относительности

СЮЖЕТ: Вместе с Эйнштейном героям удается заставить Морока (он делает это при помощи артефакта) гнаться в космос за лучом света (голлограмма, страшилка). В ходе этой космической гонки все одеваются в скафандры. Но пока Морок разгоняется до скорости света, для него (согласно теории относительности) происходит замедление времени. Этот выигрыш во времени дает героем шанс поймать Морока на финише врасплох и отобрать прибор. Прибор остаестя у героев!

ГОРИЗОНТАЛЬ: Попытка отобрать прибор и доказать Мороку, что непонимание законов науки делает беспомощным.

20. Циолковский – невесомость.

СЮЖЕТ: В прошлой серии прибор остался у героев. Казалось бы, все позади. Нео собирается домой. Нео считает, что единственное, чем он сможет оправдать свое отсутствие – если возьмет автограф самого Циолковского для музея своей родной планеты: ведь всех основоположников космонавтики на его планете боготворят. В процессе путешествия к Циолковскому появляется Морок. Он использует свою силу воздействия на зверей и природу, чтобы отобрать прибор обратно. В итоге схватки все герои и Морок оказываются в скафандрах на орбите. Артефакт плавает в невесомости. Циолковский – открыватель уравнения реактивного движения. Но Морок не знает, что это: из-за своей глупости он попадает в невесомость, где повис и не может сдвинуться с места, потому что не понимает закона сохранения импульса (референс: фильм «Гравитация»). Герои, попавшие в ту же ситуацию, выходят из положения с честью: они понимают, что движение в космосе возможно лишь по закону, открытому Циолковским. Нужно избавиться от массы, чтобы придать себе ускорение. Филу приходится плеваться из трубочки жеваной бумажкой (хотя Нео переживает – это был автограф Циолковского). Так Фил добирается до Теслика. Швырнув его, он получает импульс, чтобы добраться до Наны. С Наной они толкаются в разыне стороны, чтобы Нане, удается доплыть до прибора и всех спасти.

ГОРИЗОНТАЛЬ: Доказать, что сила – в знании, а нежелание учиться – верный проигрыш.

21. Бах — первое раскаяние Морока.

СЮЖЕТ: Нана на свой страх и риск предпринимает попытку отправиться к Мороку и поговорить с ним по-человечески. Нана рассказывает, что изобретения бывают не только в технике, но и в искусстве, и они прекрасны. Морок не верит – он готов убивать всех изобретателей. Морок узнал от Наны, что Бах является изобретателеми музыкальной гармонии и музыкального строя (хорошо темперированный клавир) – до него мухзыка была другой. Морок отправляется в 1722 год, чтобы его убить. Нана связывается по радио с Филом и раскаивается, что пыталась говорить с Мороком как с человеком – но Фил был прав, это безнадежный дикарь. Друзья спешат на помощь, но не успевают. Морок готов убит Баха, но застывает, потрясенный силой музыки. Он в шоке. Нет, артефакт он отдать не готов (он его спрятал), но впервые задумывается о своих действиях. Друзья договариваются о перемирии. Возможно, Морок согласится завтра обменять Артефакт на mp3-плеер с фугами Баха. Договариваются о встрече.

ГОРИЗОНТАЛЬ: Они договариваются о временном перемирии.

22. Колумб – открытие Америки.

СЮЖЕТ: поскольку Нане удалось уговорить Морока на перемирие, и он ей верит, то его приглашают на ужин в его честь – герои приготовили вкусную еду. Морок никогда не ел цивилизованной еды: ему нравятся все блюда. Ну, кроме красного перца: он его хватает, жует, и из глаз его текут слезы. Но перец во рту его вдруг исчезает. А следом исчезают остальные продукты со стола: картошка, помидоры, семечки подсолнуха и масло, кукуруза. А все потому что Морок в этот день помешал Колумбу открыть Америку: сделал дыру в трюме его корабля. Морок уверен, что это была ловушка и попытка его отравить красным перцем. Он обиженно исчезает. Друзья пытаются спасти Колумба. Им удается находчиво заделать пробоину. Колумб рассказывает им, что плывет сейча вовсе не в Америку, а в Индию, и Фил простодушно показывает ему направление на Индию. Этим он сам мешает Колумбу открыть Америку. Но Морок пытается завершить злодейство: подкладывает железный топор под компас Колумбу. Следуя курсу, указанному Филом, Колумб попадает все-таки в Америку и открывает ее.

ГОРИЗОНТАЛЬ: Попытка устроить перемирие не удалась.

23. Фрейд — психоанализ.

Перемирие сорвано. Морок мстит. Отчаявшись убить героев своими руками, он решает сделать это иначе: используя свой природный дар, он загипнотизировал Нео, тот отныне пытается выполнить внушенные ему Мороком программы самоуничтожения. Чудом избежав смерти, герои связывают Нео и решают отвезти его разгипнотизировать — к знаменитому Зигмунду Фрейду, открывателю психоанализа и бессознательного, и большому мастеру гипноза. Морок решает их опередить. Но загипнотизировать Фрейда Мороку не удалось (поединок двух гипнотизеров). Фрейд побеждает, погружает Морока в транс и ведет с ним беседу. Морок хотел бы помешать Фрейду открыть великую теорию психоанализа, но не может, потому что не понимает, в чем она. А своими наводящими вопросами Фрейд доводит Морока до слез. Мы выясняем, что Морок рос без отца и жутко боится своей мамы – женщины властной и суровой, заставляющей его трудиться. А труд он терпеть не может.

ГОРИЗОНТАЛЬ: Морок пытаетcя разобраться в себе.

24. Мама Морока – изобретательница труда.

После беседы с Фрейдом Морок не находит себе места – он мучается противоречиями, его оделевает то стыд, то злоба. Морок твердо решает убить героев, которые срывают его планы. Он прилетает в их время и прокрадывается на чердак. Он не знает, что герои полетели в каменный век, чтобы поговорить с его мамой. Они укоряют ее в том, что та воспитала такого вредного сына. Но оказывается, именно эта женщина сделала главное изобретение – она изобрела ТРУД. Мама обещает повлиять на сына. Чтобы показать ей, какие пакости творит каждый день Морок, они приглашают ее в будущее. Морок, затаившийся на чердаке, в шоке от появления мамы. Но мама все-таки дикарь: она просто лупит сына розгами. Конечно это не дает нужного эффекта, Морок лишь обозлился окончательно. Из оговорки он случайно узнаёт, что знания цивилизации пеередаются кригами.

ГОРИЗОНТАЛЬ: Герои спорят: этично ли ябедничать маме Морока? Можно ли бить детей?

25. Первопечатник Иван Федоров – книги.

СЮЖЕТ: Морок догадывается, что виной всему – книги. Желая покончить с миром потомком кроманьонцев, он мешает издавать книги и пытается сжигать библиотеки (пожар в Александрийской библиотеке, пожар в Научной библиотеке в Москве 2015 – это его рук дело). В Древней Руси он пытается помешать первопечатнику Ивану Федорову. Друзьям не удается остановить Морока – он собрал армию редких зверей, и крайне силен. Морок добирается до их чердака и устраивает пожар. Но среди книг оказывается Красняя книга. Когда он ее пытается поджечь, его животные начинают исчезать. Герои объясняют, что это Красная книга – она об экологии и для сохранения редких видов животных. Прытаясь ее сжечь, Морок уничтожает природу. Морок в шоке: неужели люди тоже заботятся о животных и природе? Он раскаивается в своих действиях.

ГОРИЗОНТАЛЬ: Последняя ярость Морока. Но Морок понял сам, что заблуждался. Он раскаялся, испугался содеянному, поэтому с горя решил уничтожить артефакт – бросил в вулкан (реактор?).

26. Тесла.

СЮЖЕТ: Большая катастрофа вызвана действиями Морока в прошлой серии (прибор не уничтожился). Герои справляются лишь совместными усилиями – им приходится стать с Мороком одной командой. Морок рискует жизнью ради друзей и мира. В этой финальной серии:
— Морок узнает, что неандертальцы не вымерли, а люди – его далекие потомки (пришли результаты его генного теста, сделанного в лаборатории Уотсона и Крика).
— Морок мирится с мамой и решает трудиться, чтобы поскореее стать человеком
— Герои учатся у Морока лучше понимать природу и животных.

ГОРИЗОНТАЛЬ: Финал. Морок извиняется за кражу и отдает Нео прибор. Нео отправляется на рожную планету. Морок убывает в свою эпоху, но забирает с собой радио (переоборудованное Нео) – они смогут общаться, обещают дружить и ездить в гости.

 


© Леонид Каганов    lleo@aha.ru    сайт автора http://lleo.me     посещений 316