Официальный сайт творчества Вия (Дениса Мотора) - http://rockkoridor.narod.ru/


СКАЗАНИЕ
О ЗАМКНУТОМ МЕТРО

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ
ВИЯ (1976-1996)

* * *

Глубоко под московской землей есть метро. Не такое метро, как обычное, а замкнутое. Там тоже ходят поезда, движутся эскалаторы, течет по рельсам ток. Вот только выхода нет из этого метро - когда поднимаешься по эскалатору вверх, видишь перед собой глухую стену. Спускаешься вниз, едешь на другую станцию, ищешь другой выход, но все равно каждый раз натыкаешься на стену. Иногда в это метро попадают люди. Если неосторожно идти по улице, можно упасть в люк и провалиться в замкнутое метро, и оттуда уже нет выхода. Один человек так провалился.
        - Вий, и что с ним стало? - спросила девушка, уже давно сидящая рядом с Вием на арбатской мостовой и слушавшая рассказ.
        - Ну что. Остался там жить. Когда-нибудь я напишу об этом.

* * *

Он говорил, что его зовут Вий. Если его просили назвать настоящее имя, он говорил - Виктор. Если нужна была еще и фамилия (например, для публикации стихов в журнале Антона Кротова "Почтовый ящик"), он говорил - Виктор Северянин. Даже не все его близкие друзья знали, что на самом деле его зовут Денис Матора. Он не хотел, чтобы его называли так, он хотел чтобы его звали Вий. И никому не объяснял, что Вий - это сокращение, Виктор Цой. Вий жил среди нас и пел свои песни, и 11 августа 1996 года утонул в море неподалеку от Коктебеля. Было ему 20 лет.

Вий родился 5 марта 1976 в небольшом шахтерском поселке Макеевка донецкой области. Отец Вия работал в шахте, мать служила медсестрой. Вий жил в Макеевке до шести лет - рос, ходил в детский сад, там начал петь, читать стишки и радовал этим воспитательниц и родителей. Затем отец Вия получил должность мичмана и вся семья кроме бабушек переехала в Гремиху - военный приморский поселок, недалеко от Мурманска. Вий пошел в школу. Поначалу учился хорошо, заодно интересовался музыкой, слушал "Кино", ходил в кружок У-шу. Затем постепенно потерял интерес к учебе, а упрямый характер Вия привел к ссоре с дирекцией школы, и без того достаточно скандальной. Вий отправился в вечернюю школу. Летом в отпуск вся семья - мама, папа, Вий, сестренка и собака - ездили к бабушкам в Макеевку. Ехали на поезде с пересадками, через Москву. И вот однажды в Москве на вокзале Вий вдруг исчез. Родители начали волноваться, но через некоторое время он вернулся и рассказывал удивительные истории про каких-то хороших ребят, которые его напоили чаем и рассказали по земного Бога во плоти - Марию Деви Христос и ее Белое братство. Вскоре семья благополучно погрузилась в поезд и отправилась в сторону Донецка, забыв о Белых Братьях. Все, кроме Вия. Вий решил во что бы то ни стало вернуться к Белым братьям. Прошло много времени, семья вернулась в Гремиху, Вий устроился работать матросом на берегу при буксире... но вдруг Вий убегает их дому и едет в Москву к Белым братьям, идет 1993 год.

* * *

Вий попадает в Москву, встречается там с Белыми братьями, живет в общинах, путешествует с ними из города в город, по России, Украине и Молдавии, получая свой первый опыт автостопа. Поначалу Вий доволен, считает что поступил правильно. Общины Белого братства не голодают - откуда-то постоянно привозят мешки с крупой, овощи. Калуга, Чернигов - Вий вместе со всеми проповедует на улицах городов учение, продает книги Белого братства. Но в конце-концов упрямый характер Вия дает о себе знать. Вий начинает задавать вопросы. Например он не понимает почему простые верующие должны голодать и есть только вегетарианскую пищу, в то время как высшие чины братства пьют вино, развлекаются и едят что захотят? Вий уже изрядно оголодавший на скупой вегетарианской пище. Вий проявляет самовольность - его пару раз застают за поеданием пищи запрещенной. Что это было - кусок колбасы или мороженное - мы не знаем, но Вию делают строжайший выговор, "ставят на вид". Это еще больше укрепляет его в мысли, что Белое братство пора покинуть. И в конце концов Вий уходит из Белого братства. Домой он пока не собирается. Путешествует некоторое время по Украине, обзаводится какими-то друзьями и в конце концов попадает в милицию в Чернигове. К тому времени родители уже подали в розыск и в Гремиху летит депеша: "Приезжайте и забирайте вашего сына". Мама Вия срочно выезжает в Чернигов, но оказывается, что за это время, несмотря на тщательную охрану милицейского приемника, Вию удалось сбежать. Сделал он это хитро - симулировал болезнь для того, чтобы его перевели из приемника в больницу, ну а убежать из больницы было уже намного проще.

Так или иначе, но благополучно обманув черниговских милиционеров и избежав встречи с матерью, Вий отправляется снова в Москву, причем уже непосредственно на Арбат к хиппи. Там он тусуется недолго, вскоре случайно знакомится с довольно известным экстрасенсом и поселяется у него дома.
Чему научился Вий в Белом братстве и чему научил его экстрасенс - навсегда останется тайной. Однако несомненно, что Вий учился некими мистическим знаниям.

Затем экстрасенс пристраивает Вия жить у одной своей пациентки - слабоумной женщины. В обязанности Вия входит присматривать за ней и ходить за продуктами. Поначалу Вий рад, что обрел наконец более-менее спокойную жизнь, но затем и это его начинает тяготить. И тут мудрый экстрасенс начинает уговаривать Вия вернуться домой. Как ни странно, но ему это удается, по крайней мере Вий пишет письмо матери. Экстрасенс тоже пишет письмо матери Вия, прося ее приехать за сыном в Москву. Наученная горьким опытом бесцельных погонь, мать высылает деньги на билет и просит экстрасенса проводить Вия на поезд. Вий послушно садится в поезд и приезжает в Гремиху. На этом оканчивается история его первого побега из дому.

* * *

Как протекает дальнейшая жизнь Вия в Гремихе? С помощью матери Вий успешно косит от армии в психиатрической больнице. Возможно у некоторых людей знавших или наоборот не знавших Вия, но читающих сейчас эти строки, возникнет вопрос - а не был ли Вий сумасшедшим? А не был. Вий был странен. Например Леди Джейн так и говорит: "Странный человек. Такие песни будет нормальный человек писать?" Да, Вий был порой непонятен, но сумасшедним его назвать никак нельзя.
Однако Вий успешно косит от армии и кое-как устраивается на работу слесарем-сантехником. Но во сне Вию начинает являться Цой. Ты должен писать песни, ты должен учиться играть, ты должен поехать в Москву, то должен жить за меня! - пересказывает матери Вий каждое утро слова Цоя. Удивленная мать покупает сыну гитару и просит только об одном - не уезжай больше из дому.
Вий начинает писать песни. Никому кроме матери песни не нравятся, но Вий упорно учится играть и петь. В конце концов он понимает, что в Гремихе добиться чего-то невозможно. Поэтому он говорит матери, что все равно должен уехать в Москву - учиться играть.

Что представлял из себя поселок Гремиха глазами Вия? Достаточно военизированный, далекий от столичной суеты поселок не коснулась даже перестройка. Шли девяностые годы, но по прежнему власть принадлежала бывшим партийным работникам и военным. В то время как обе столицы бурли музыкальной жизнью, обосновать рок-группу в маленьком гремихинском клубе было делом настолько безнадежным и недопустимым, что и говорить об этом с руководством поселка не стоило. Гремихинская молодежь слушала привезенные издалека кассеты, иногда училась играть на гитаре. С возрастом жизнь входила в обычную колею - девушки обзаводились мужьями и гуляли по Гремихе с колясками, ребята уходили в армию и, вернувшись, устраивались на работу во флот. Ну а если в душе есть жилка авантюриста и очень повезет - то продавцом в коммерческий ларек. Жить чтобы работать, работать чтобы пить. Пили в поселке все, бутылка была как валюта.

Год 1994, кончается лето. Опять же с помощью матери, Вий устраивается работать на теплоход, курсирующий между Гремихой и Мурманском, только уже не береговым рабочим, а матросом. Вий любит море, плавать на теплоходе Вию нравится. Добродушный капитан теплохода даже разрешает Вию отпустить волосы - неслыханная поблажка, вопреки всем военным уставам. Единственная беда - боцман. Боцман издевался над Вием и даже однажды побил его. Однако Вий твердо уверен, что его любит Бог и всегда за него мстит. И Вий не удивляется, узнав, что на следующий день боцман слег с желтухой.

Вий месяц плавает на теплоходе и приближается день первой получки, которую по традиции Вий должен пропить со всем экипажем. Но Вию нужно в Москву. Поэтому получив деньги он отправляется на вокзал за билетом, заодно покупает в дорогу кучу еды. Его случайно встречает один из членов экипажа: "Ну что, пить будем?" Вий не смутившись отвечает: "Конечно будем, вот я закуски купил." После чего с сумкой еды и со своей неразлучной гитарой садится на поезд, который уносит его из Гремихи уже навсегда.

* * *

Прибыв в Москву, Вий обнаружил, что вписываться ему негде. Он поболтался по прохладным осенним улицам и решил отправиться на зиму к своему приятелю в город Марганец, под Днепропетровском. С разными дорожными проблемами Вий добрался до Марганца, но оказалось, что и тут ему вписки нет. К тому же вокзальные бомжи украли у Вия самое ценное что у него было - гитару. Расстроенный, голодный, без денег и крыши над головой, Вий отправился прочь из Марганца и вот, ночуя в подъезде, попадает в плен к милиционеру. Скорее всего милиционера вызвали жители - в маленьких городах любой новый человек вызывает подозрение, тем более, если он ночует в подъезде.

Несмотря на наличие паспорта, 17-летнего Вия запирают на 30 суток в приемнике города Никополя. Почему к нему решили применить такую жесткую меру - остается непонятным. Мне, например, Вий сказал, что у него нашли шприц, однако общеизвестно, что Вий никогда не кололся наркотиками, а вот присочинить - любил. Например в той же беседе он рассказывал, что его отец известный гитарист... Как бы то ни было, Вия задерживают на месяц - официально это оформляется как 15 суток "предварительного заключения" и 15 суток собственно "лишения свободы".

Первые 15 суток Вий запомнит на всю оставшуюся жизнь. Мокрая общая камера с заплесневелыми стенами, к которым страшно прислониться не защищала от ноябрьского холода. В маленькое окошко под потолком еле проникал свет, освещая лица сокамерников - бомжей и мелких преступников, ожидающих суда. Соответственно убогой была и еда. Выходить на улицу не разрешалось, а о таких вещах как душ и подавно нечего было думать. Вшам, живущим в камере, пришелся по душе пышный Виев хаер и они расплодились там в неслыханном количестве. Там же Вий подцепил и какую-то кожную болезнь, от которой до своих последних дней не смог избавиться. Через 15 дней Вия переводят в камеру рабочих. Она отличалась тем, что ее обитатели могли в определенное время выходить на работы - например возиться в милицейском гараже. После первой камеры Вий был просто счастлив, что может выходить на воздух. Тем не менее кормили отвратительно, вши жили и процветали, вымыться и постирать одежду тоже было нельзя. Наконец через 30 суток срок заключения закончился и Вий был отпущен.

Страшно истощенный и грязный Вий отправляется в Москву и в конце-концов попадает туда. Кто-то приютил Вия, и на одном из флэтов Вий стижёт волосы и отмывается, истратив два флакона шампуня и несколько кружек керосина. Вши льются нескончаемым потоком и только через долгое время Вию удаётся их вывести. Вий отправляется в Питер и поначалу вписывается у Кристины Питерской, но больше вписок не находит и, разочаровавшись в Питере, возвращается в Москву на долгое время. И примерно с января 1995 начинается новая московская жизнь Вия.

* * *

Намериваясь окончательно обосноваться в Москве, Вий пытается устроиться на работу, например расклейщиком объявлений. Однако даже расклейщиком объявлений Вия не берут - виной тому не очень цивильный вид и отсутствие прописки. Изредка ночуя на вписках, а в основном в подъездах, Вий живет в Москве и к лету знакомится с Антоном Кротовым, у которого в основном и проводит лето. Вписав первый раз Вия, Антон был столь впечатлён его рассказом, что, будучи где-то в гостях, записывает на магнитофонную ленту свой монолог "жизнеописание товарища Вия". Вот последняя часть этого монолога, повествующая о том времени:

Антон Кротов: По работе его все обламывали, и он, такой обхайраный, без волос, тусовался в великом городе Москве на Арбате. Однажды на Арбат пришла некая училка. Эта училка была старая и она искала там свою ученицу, которая ушла куда-то в мир хиппи и там потерялась. Она ходила по Арбату и искала свою ученицу, спрашивая у всех где здесь таковая герла. Вий к ней подкатился и спросил, можно ли у вас пожить? Училка удивилась, но разрешила ему свершить это, поэтому он занимался тем, что каждый день тусовался у училки в ванной и отмывался, потому что он не мылся и давно не видел ванную - в Гремихе и вообще с ваннами плохо. При этом училка его периодически выписывала и кончилось тем, что выписала его окончательно, потому что он ей надоел. Таковая жизнь товарища Вия. Вий сейчас весит килограмм 48 и ищет объекты, где можно было бы найти объедки или бы его накормил кто-нибудь. Из Макдоналдса гонят, потому что надо иметь цивильный вид, а у него не совсем таковой. Вот такова жизнь Вия и я думаю у него было еще много других обломов, о которых я не узнал по причине того, что ночь была короткая и спать все же надо было, и поэтому я прекратил рассказы Вия и сказал, что вообще надо бы уже спать, и он занялся сном и я тоже, поэтому всей истории Вия я так и не узнал.

В это время Вий активно учится играть на гитаре и пишет песни. К июню у него уже было песен десять, в том числе пара песен, которые он написал еще до Москвы (например "Я вернулся из далекого похода"). Но Вий пел их постоянно, посторяя по много раз. На гитаре он играл еще не очень хорошо, скорее учился, чем играл. Осваивал гитару Вий просто - как только Вию попадала в руки гитара, он начинал на ней играть и играл бесконечно, по многу раз отрабатывая приемы. Чему-то он научился у более продвинутых гитаристов, какие-то приемы подглядывал у музыкантов на Арбате, а что-то выдумывал сам.

А как Вий писал песни? Точно так же как учился играть. Обычно садился с гитарой в уголок, раскрывал свою тетрадку и записывал первый куплет. Затем начинал петь, повторяя все с начала и каждый раз добавляя слова. И записывал в тетрадку новые куплеты.

Итак, Вий поет на Арбате свои песни и песни Цоя, и примерно весной-летом 1995 участвует в нескольких домашних концертах и в лесном слете, организованным неутомимым Кротовым. Странный, с разрисованными черной краской глазами, певец из Мурманска производит впечатление на московскую публику. Летом Вий почти безвылазно живет у Антона и к осени Антон уже вписывает его с меньшей охотой.

Оставляя Вия в квартире, Антон всегда назначал "надзирателя за Вием", в обязанности которого входило следить, чтобы Вий не безобразничал и вовремя покинул квартиру. Как мы вскоре увидим, предосторожность эта была далеко не напрасна - Вий порой творил странные поступки. Однажды зимой "надзирателем по Вию" был назначен я, потому что сам вписывался у Антона. Когда все разошлись, Вий целый час плескался в ванной, радуясь такой возможности и объясняя что он уже месяц или два не мог мыться. Утром мне надо было вставать в 7 часов и по указанию Антона пришлось разбудить и выпроводить Вия. Однако Вий не особо горевал - мы попрощались около подъезда и Вий наметанным глазом оглядел близлежащие дома, сказав, что пойдет "досыпать в параднячок". Поделился своим открытием - в одном из подъездов проходит в полу труба и пол горячий...

К сентябрю 1995 Вий постепенно теряет уверенность в завтрашнем дне и начинает тосковать. Снова ему приходится жить в парадных, безуспешно искать работу и питаться объедками. Снова подбираются холода. Вий пребывает в тоске и тут судьба улыбается Вию.

* * *

К этому времени музыка Вия приобрела очень широкую известность среди московской тусовой публики. Он поет свои песни на квартирниках, в переходах, на Арбате.Постоянно у Вия появляются новые песни. Он пишет их просто так или к случаю. Например кропоткинской крыше 30 августа в традиционный "День прощания с летом" Вий сообщил, что написал песню, посвященную знакомой девушке-наркоманке, которую хочет снять с иглы. Короче Вий пел и писал.

Однажды, когда он играл в переходе, мимо шли две подруги - Аня и Женя (Юджин). Девушки прониклись пением Вия, и, узнав что ему негде жить, Юджин предложила вписать его на своей квартире, точнее квартире родителей, поскольку родители там по какой-то причине не проживали и квартира пустовала. Находилась квартира на улице Коновалова и поэтому и носила тусовочное имя - "Коновалова ". Вий был счастлив. И в довершении всего началась большая любовь Вия к Юджин.


Серж и Вий
Вий знакомится с Сержем, Ленкой Ваг-Гог и Васей Алексеевым и создает группу "Коридор". Надо сказать, что несмотря на то, что многие воспринимали Вия как отдельного певца, поющего необычные аккустические песни, а остальных членов группы "Коридор" - как музыкантов, подыгрывающих Вию, у самого Вия была одна цель - собрать мощную электрическую группу. Название "Коридор" придумал сам Вий. Он говорил, что это очень емкое слово, все определяет и ко всему подходит. И человек после смерти вылетает в коридор.

Сентябрь - октябрь - ноябрь - декабрь. Вий доволен жизнью, играет с Сержем и Васей, пишет новые песни и даже периодически устраивается на работу - например разбрасывать предвыборные листовки "Партии любителей пива".

На "Коновалова" Вий организовал тотальную вписку и там вписывалось множество народу - жили там Кот, Пинка, люди из Жуковского, Серж, Рада, Холмс и другие. Постоянно проводились сейшены и квартирники. Когда Вий был доволен жизнью, он мог играть без отрыва по много часов, даже не обращая внимания на слушателей. Но затем все чаще Вий стал тосковать. Не очень ясно что послужило тому виной - то ли переменчивый характер Вия вновь давал себя знать, то ли не сложились отношения с Юджин, то ли были еще какие-то причины, но Вий все чаще стал погружаться в депрессию. В такие моменты он замыкался, бросал гитару и говорил, что его песни никому не нужны. Изредка Вий пил. Однажды, выпив, он разгромил комнату - на него напали злые духи и он от них оборонялся. Окрестные соседи стали поглядывать с подозрением на шумную квартирку, на горизонте стала появляться милиция.

Кончилось все неожидано и странно - пришел милиционер. В это время в квартире были Вий, Серж и Кот. Не очень ясно какой у них с милиционером произошел разговор, но очевидно дружеский, так как затем все вместе сели выпивать. Кончилось это полным совместным разгромом квартиры, исчезновением многих вещей и поломкой унитаза, который сломался когда Вий вдруг с горя заперся от всех в туалете с гитарой, а Кот пытался туда ломиться... Приехав на место происшествия, Юджин пришла в ужас от вида полнейшего разгрома, царящего в квартире, и Вий был немедленно выставлен за дверь - судя по всему, дверь была единственным более-менее сохранившимся предметом. Очевидцы рассказывают, что Юджин впоследствии приезжала на родительскую квартиру как на пепелище и ходила по ней, пытаясь найти уцелевшие документы. Не раз приезжали милиционеры и донимали Юджин неприятными беседами, короче вполне понятно почему она с тех пор не хотела даже слышать ни слова о Вие.

* * *

А Вий, донельзя расстроенный происшедшим, вместе со старой коноваловской компанией отправился снова в Питер - встречать Новый Год. А куда же ехать обломанному человеку как не в Питер?

Затем Вий возвращается в Москву и живет по впискам. Вписывают Вия неохотно. Я видел Вия в конце января у Антона Кротова - Вий пел песни, читал речетативом свое "Сказание о полынь-траве на Почай-реке", подыгрывал себе на губной гармошке, как-то хитро привязав ее перед собой к спинке стула.

Что за песни были у Вия? Вий выделялся из арбатского андеграунда тем, что его песни не были ни на кого похожи. Вий не подражал ни Летову, ни Чижу, ни "Крематорию", ни даже своему любимому Цою.

О чем писал Вий? Писал о море, о моряках и путешествиях (одна из самых известных его песен - "Капитан Джек"), о любви и разлуке ("А вернувшись из далекого похода, я увидел что никто меня не ждет"), писал много о викингах ("Баллада об Эрике Рыжем"), писал о Древней Руси ("Как во стольном граде Киеве был казнен лиходей-колдун", "Княжий пир", "На Почай-реке собрался народ "). Писал Вий и о своей жизни ("На крыше"). Порой песни его были очень лиричны ("Звук уходящего лета ", "Вечер памяти"), а изредка поражали слушателей яркой жесткостью ("Я убил девушку в электричке" - почтенные тетеньки, остановившиеся послушать Вия на Арбате, убегали в ужасе когда дело доходило до этой песни.)

Песни его были наполнены таинственным самобытным смыслом, родившимся где-то далеко от столичной грязи и суеты, от них веяло странным северным благородством и совершенно непонятно было откуда у Вия рождались эти песни, как ему удавалось их писать, не имея ни крыши над головой, ни учителей, почему он не пошел по тому пути, по которому идут молодые музыканты - не стал писать песни "под Цоя" (кроме разве что единственной "Солдат индустриальной войны"). Вообще Вий был удивительно начитан, и тоже совершенно непонятно где и когда он, пребывая в постоянных странствиях, начитался о магии, о викингах и древней Руси...

Да, тексты его песен были порой, что называется у критиков, "сырыми", музыка поначалу была нехитрой, но Вий обладал еще одним редким качеством - он стремительно развивался. С каждой новой песней строки Вия были все более точными, музыка - более уверенной и богатой, к весне 1996 года вряд-ли бы кто-нибудь сказал, что Вий "только учится " играть на гитаре и "только учится" сочинять песни.

Итак, Вий бродил по Москве зимой 1996. Была у него масса приключений - приятных и не очень. В основном Вий тусовался на Арбате - играл на гитаре, общался с обитателями тусовки.

Много раз Вия задерживали на Арбате милиционеры и отводили в традиционное арбатское отделение. Поскольку денег на штраф у Вия конечно не водилось, пару раз матери в Гремиху (или, выражаясь языком милиционеров, "по месту жительства") отправлялись телеграммы: "Задержан такого-то числа в Москве в нетрезвом состоянии." Родители радовались даже таким телеграммам, потому что видели, что сын жив. Сам Вий не писал домой - он чувствовал вину перед матерью за побег из дому, хотя считал, что другого выхода у него не было. В какой-то очередной раз у Вия в отделении отобрали паспорт со словами "принесешь 30 тысяч - отдадим". С тех пор, попадая в отделение, на вопрос "где паспорт", Вий отвечал "у вас". "А, ну да..." - вспоминали милиционеры.

Так или иначе, в основном игрой в переходах, Вию удавалось прокормиться и даже к весне накопить достаточную сумму денег чтобы купить себе свою личную, относительно неплохую гитару. Собственно говоря, у Вия до этого было множество гитар - ему много раз дарили гитару, дарила гитару Юджин, дарил гитару еще кто-то из коноваловской компании. Но гитары у Вия пропадали - у него их отнимали, он их терял, они ломались. И вот он наконец заработал денег и сам купил себе гитару.

Так жил Вий, и к весне 1996 года в конце концов впал в большую депрессию. Настолько большую, что возможно Вий даже подумывал насовсем покинуть Москву и преселиться в Питер, правда не очень серьезно. Однако в Москве ему было плохо. Начать с того, что Вий никак не мог найти барабанщика для своей группы, и это его расстраивало. Еще конечно вечные проблемы со вписками, и, наконец, обламывало его то, что довольно многим в Москве надоели его постоянно звучащие песни. Относились к Вию по-разному.

* * *

* * *

О депрессиях Вия вообще следует рассказать особо. Совершенно по-разному отзываются о нем люди, видевшие Вия в разные моменты жизни. Когда у Вия было все хорошо, он был жизнерадостным и веселым, когда случались неприятности - впадал в тяжелую депрессию и тогда окружающим начинало казаться, что Вий злобен, хотя на самом деле это было не так.

* * *

Побродив по Питеру, в июне Вий едет на Питерский Рейнбоу. Для тех кто не знает что это такое, надо сделать небольшое отступление.

Рейнбоу, или фестиваль радуги, родился в Америке как движение против войны, за охрану окружающей среды, всеобщее братство, единение с природой и прочие общечеловеческие ценности. С тех пор толпы людей со всей Америки съезжаются куда-нибудь в пустыню, ставят индейские типи, поют песни, веселится и медитирует. Постепенно идея фестиваля просочилась в Европу, а затем и в Россию. В 1996 году в карельских лесах недалеко от Питера проводился уже не первый фестиваль и туда съехались хиппи со всей страны.

Вий тоже приехал на Рейнбоу, бродил по кострам, пел песни, курил траву и общался с людьми. Пел он очень много, сохранились записи, подпольно сделанные на диктофоне (подпольно - потому что на Рейнбоу не разрешается пользоваться предметами цивилизации - диктофонами, фотоаппаратами и прочим.) Несколько часов Вий пел и у нашего костра, когда он ушел мы со Снежкой и Грэсси еще долго говоpили о том, что такими темпами чеpез несколько лет Вий станет очень известным, создавалось такое впечатление, что именно у этого человека большое будущее, в то время как многие дpугие поигpают-поигpают и бросят.

После Рейнбоу Вий летом путешествует по разным городам, попадает снова в Москву, а затем едет в Псков, Ярославль и поет там, оставляя в каждом городе записи домашних концертов и толпы новых поклонников. Вий договаривается с Сержем и Радагастом и том, что с осени группа "Коридор" начинает репетиции уже на полную мощность, в электричестве. Ну а пока еще не осень Вий отправляется к морю, в Крым, в коктебельский тусовочный лагерь.

* * *

В Крым Вий поехал по трассе с Юджин и примерно к пятому числу они появились на "зеленке" - так называлось место на горе слева от Коктебеля (другое название этого места - Планерное). Обосновавшись в тусовочном лагере, Вий активно отдыхал - каждое утро будил обитателей своими песнями, что далеко не всем нравилось, затем ходил на "пятачок " на городском пляже, где играл свои песни и песни Цоя, зарабатывая этим кое-какие деньги. Варил из травки "манагу " и общался с людьми, там же познакомился с Мышью из Днепропетровска. Не обошлось без приключений - в первый же день Вий вместе Мухомором, панком из Киева, из-за весьма нетрезвого состояния даже ненадолго попали в местное отделение. Милиционеры в качестве отработки за такую провинность заставили Вия с Мухомором отвозить в морг труп какого-то бродячего панка с портачкой на щеке в виде анархии... Это так впечатлило Вия, что он несколько дней ходил сам не свой и даже сочинил песню по этому поводу.

И вот настало 11 августа. В 2 часа дня Мышь из Донецка и Вий в совершенно трезвом состоянии отправились нырять за рапанами с городского пирса. Погода была пасмурной, на море были большие волны, городской пирс был безлюден. Навсегда останется загадкой что именно произошло - то ли Вий ударился об пирс, то ли свело ногу, но Вий начал тонуть, страшно и безнадежно, безумно размахивая руками. Мышь, оставшаяся не берегу, кинулась его спасать, подплыла к нему, но Вий начал хвататься за нее и тащить на дно. Чуть не утонув, Мышь еле-еле сама доплыла до берега и вскоре тело Вия выбросило волной. Откачать его не удалось.

Дальше все было строго и обыденно. Приехала милиция, тело Вия отвезли в Феодосию в местный морг. Уголовного дела заводить не стали - в редкий год в этих краях не тонут приезжие, и местные власти уже к этому привыкли. Паспорта у Вия не было, в его вещах милиционеры нашли только военный билет в котором значилась "Гремиха" и отправили телеграмму. Сильно задержавшись в пути, телеграмма пришла в гремихинское отделение милиции и тихо легла в папку. Неизвестно сколько бы она там пролежала, но работница отделения, знакомая матери Вия, случайно листала папку и нашла ее. Родители приехали в последний момент, когда Вия уже собирались захоронить в общей могиле как безымяного бомжа... Вий был похоронен на родине - в небольшом шахтерском поселке Макеевка донецкой области...

* * *

Как это водится, жизнь Вия стала обрастать слухами, предвестиями и мистическими фактами. Сразу вспомнили что Цой погиб тоже примерно в это время - 15 августа. Вспомнили что Вий за день до смерти необычно много пел. Вспомнили что за рапанами он пошел очень неохотно. Будто он, заходя в воду, снял с руки свою фенечку и отдал ее Мыши - чего не делал никогда. Вспомнили что за день до этого Вий разговаривал с Сашкой, местным контрабасистом, и Сашка говорил что сам наверное умрет на площади какого-нибудь европейского города, а Вий сказал: "я умру завтра"... И будто неспроста на следующий день в лесу случился большой пожар.

Постепенно о смерти Вия стали узнавать. Сначала повсюду в Коктебеле, затем в городах.

Подобно Цою, Джиму Моррисону и Брюсу Ли, смерть Вия стала обрастать слухами, и многие люди стали говорить что на самом деле Вий не умер, его недавно видели. Например Вия видели в Питере. Слухи рождались очень просто - например одна девушка сообщает другой о смерти Вия, та вздыхает "Да я уже знаю. Надо же! Я ведь только недавно его видела - сразу после Рейнбоу..." "Недавно видела?!!" - вскакивает собеседница и тут же бежит рассказывать всем что Вия недавно видели, как последнюю надежду...

* * *

Да, Вий умер, но жива память о нем. Его помнят во многих городах, помнят не только его близкие друзья, но даже люди, мало знакомые с Вием, и даже незнакомые.

* * *

Так кем же был Вий? Бомжом, каких немало скитается по улицам, музыкантом, каких немало играет в переходах или все-таки Вий чем-то отличался от многих других молодых людей, тусовавшихся в Системе и погибших от несчастного случая или передозировки? Нет, Вий был не таким. Вий был человек, который МОГ стать великим, но ему НЕ УДАЛОСЬ стать великим, слишком рано он ушел от нас. Он мечтал стать знаменитым музыкантом, но так и не успел осуществить свою мечту.

Вий рассказывал свой сон: идет он по улице и видит ларек звукозаписи, а из ларька доносятся его песни, но в страшной попсовой компьютерной обработке и с матом. А рядом с ларьком стоят дед с бабкой и говорят друг другу, мол, эти песни звучали в нашей молодости, а сейчас считаются народными. Вий подходит к ним и говорит, как же так, это же мои песни? Дед с бабкой посылают Вия куда подальше и Вий просыпается...


1996-1997
Материал подготовил Лео

Официальный сайт творчества Вия (Дениса Мотора) - http://rockkoridor.narod.ru/