логин: 
<< предыдущая заметкаследующая заметка >>
23 апреля 2011
ЛАБОРАТОРИЯ ЗВУКА PHILIPS

Когда-то мальчишкой я сидел на даче в сарае с паяльником и собирал знаменитый и уникальный для того времени «усилитель Агеева» — по вырезке из журнала, которую мне одолжил старший брат вместе с ценными указаниями и, помнится, парой редких деталек. А потом строил блок питания и выпиливал из дощечек корпус под здоровенный динамик. Думал ли я в тот момент, что мне когда-нибудь выпадет шанс заглянуть в мастерскую «Филипса» и посмотреть, как разрабатывают аудиоаппаратуру настоящие профессионалы?

Однажды в Голландии в 1891 году два брата-инженера Герард и Антон Филипсы открыли фабрику электролампочек, где поначалу работало аж десять сотрудников, производя сто ламп в день. Но братья были толковыми, и дела пошли в гору. Достаточно сказать, что всего через 7 лет братья уже договаривались в Санкт-Петербурге о поставках 50 тысяч ламп для хрустальных канделябров Эрмитажа и других знатных домов.

Сегодня «Филипс» — один из крупнейших мировых концернов и последний бастион белой техники в альтернативу Азии. «Филипс» производит все — от электробритв (лучших в мире) и медтехники до микросхем, компьютеров и бытовой электроники. И, если верить Википедии, именно «Филипс» разработал магнитофонную кассету, компакт-диск, мобильник стандарта GSM, форматы DVD, JPEG, MPEG, ксеноновые фары и многое другое. Но сегодня мы будем говорить о звуке, потому что мне довелось побывать именно в подразделении «Филипса», которое разрабатывает звуковую аппаратуру.

Неподалеку от бельгийского городка Лёвен находится эдакое Сколково нашей мечты. Я бы назвал это место — «дачный поселок офисов». Здесь все чисто и просторно, в центре каждого участка одиноко возвышается небольшой корпус, вокруг — газончики и парковки. Один из таких участков принадлежит подразделению «Филипса» — здание на удивление небольшое: длинный стеклянный павильон в два этажа. Здесь сидят инженеры, которые разрабатывают прототипы звуковых устройств.

А также в этом подразделении сидят ребята, которые пишут софт. Да, у современных звуковых устройств есть свой софт. Сейчас большая часть продуктов «Филипса» ориентирована на Айфоны и Айподы — разнообразные док-станции и прочие устройства воспроизведения, в том числе беспроводные. В Европе уже понятно, что за ай-девайсами будущее. На снимке — разработчик показывает интерфейс настроек звукового центра с Айфона, где установлена фирменная софтинка Fidelio:

Лаборатория — небольшая мастерская, заставленная оборудованием, нам рассказывают, а мы слушаем:

Индустрия звука сильно изменилась за последние сто лет. Во многом это связано с требованиями пользователя. Когда-то пределом мечтаний аудиофила считались большие хорошие стереоколонки. Теперь — не всех устраивает пятиканальный звук, кому-то уже хочется девяти. Колонки тоже сильно видоизменились. Классический пример: выяснилось, что самые низкие басы стереофоническими делать не имеет смысла — на таких диапазонах человеческое ухо стерео не слышит. Так появился сабвуфер — центральная басовая колонка, зато две остальные удалось сделать несравненно компактнее. Но и сама технология тоже не стоит на месте — например, в последние годы появились сверхмощные магниты, которые позволяют делать динамики гораздо меньшего размера, получая практически ту же мощность и качество.

Сегодня в «Филипсе» основное внимание уделяют объему звука. Вкратце: если когда-то считалось достаточным поставить на пол по углам две колонки, то теперь принято думать о том, в какую сторону пойдет звук, и как сделать так, чтобы он не только шел фронтально, но и, отражаясь от стен, заполнял всё помещение, создавая объемную картину. В серьезных аудиоустановках «Филипс» все чаще использует так называемый триполь: наборы крайне небольших колонок, каждая из которых состоит из трех динамиков: один направлен классически — в лицо слушателю, а два других (расположенные «этажом ниже») смотрят вправо и влево, вместе выдавая мощную боковую волну, которая наполнит помещение и вернется к слушателю объемом.

Здесь я держу в руке сборку разнонаправленных динамиков для создания объемного звука. Эта технология называется Ambisound и используется в домашних кинотеатрах — прямо под телевизором вешается небольшое устройство-панель, и получается звук формата 5.1 не хуже, чем если расставить кучу колонок по всем углам комнаты. В чем фокус? Достигается это за счет идеально рассчитанных и выверенных положений динамиков. Которые, в свою очередь, выдают звук, прошедший специальную обработку — именно с учетом того, чтобы он распространялся в пространстве по нужным траекториям, огибая слушателя со всех сторон. И плюс бонус от программистов — психоакустические эффекты. Суть их я понял не во всех подробностях (объясняли нам на английском), но если вкратце: мозг по-разному воспринимает звук, и некоторые звуковые эффекты имеет смысл (и теперь при цифровой обработке есть такая возможность) подчеркнуть особо. Итог — пространство комнаты наполнено звуком формата 5.1 прямо из-под экрана, без лишних динамиков. Выглядит это примерно так.

Тут у меня в руке — одна из новейших разработок «Филипс»: титановый динамик-твиттер. Технологически сложно, но в плане эффекта очень круто — позволяет получать самый чистый звук. Им оснащают системы высшего класса, но уже переходят и в средний класс.

Ну и конечно из нового — очень понравились мне модели 2011 года SoundSphere MCD900/MCi900. На фотках выше вы их уже видели — это два чуть наклоненных вперед бочонка с возвышающимся на выносной дужке дополнительным динамиком (который, как мы уже знаем, называют «твиттером»). Разумеется, это не фантазия дизайнера, а остроумное техническое решение, плод многолетних (7 лет!) инженерных вычислений и экспериментов — именно такое сочетание динамиков, взаимное расположение, направление, углы и форма корпуса колонки (корпус, разумеется, тоже участвует в создании звука) дают максимально объемную картину. Лишь попав в лабораторию, узнаешь об этих муках творчества:

Испытываются модели в специальной комнате — особо любопытный объект в лаборатории. Это маленькое помещение «подвешенное» внутри здания и обитое со всех шести сторон лопухами поролоновых треугольников. Когда ты стоишь в этой комнате, кажется, что у тебя заложило уши, как в самолете.

Эха здесь не просто нету — даже свои слова ты слышишь плохо.
Специальная дверь на полозьях тоже обита звукопоглощающим материалом в тон комнате.
Пола нет — вместо него решетка, а под ней — такой же материал, как на потолке и стенах.
С конструкцией здания комната не соприкасается, чтобы не передавалось никаких вибраций — подвешена на специальной системе.
А это, если уж зашла речь, — декоративно-прикладная панель в зале для демонстрационного прослушивания аппаратуры. Деревянные кубики строго рассчитанной длины гасят эхо. Кроме того, красиво выглядит и прекрасно пахнет свежим деревом.

Возвращаясь к SoundSphere: нам продемонстрировали в тихой комнате преимущества конструкции. Простой и наглядный эксперимент: ставятся рядом колонка SoundSphere и классическая колонка-скворечник с фронтальными динамиками, повернутыми на тебя. В них поочередно запускается белый шум. Результат: никакой разницы нет. Теперь обе колонки поворачиваются к тебе боком и эксперимент повторяется. Результат: звук колонки SoundSphere стал чуть тише, но в целом не изменился — колонка создает объем вокруг себя, как ее ни вращай. А вот классическая фронтальная колонка, стоило ей отвернуться от слушателя вбок, показала всю свою непригодность — звук стал глухим и тихим. Ну да вы и сами знаете, каково это, стоять сбоку от колонки.

Когда в лаборатории ведется обычная работа, в комнате, разумеется, человека нет — только сверхчувствительные микрофоны. А анализ данных происходит за стенкой на вот этом компьютере:

Еще одно очень модное сегодня направление — это док-станции под iPhone/iPod. Когда я несколько лет назад увидел такую штуку на тумбочке в какой-то зарубежной гостинице, я даже не сразу понял, что это. Идея втыкать маленький плеер в специальное гнездо специального устройства показалась мне не то, чтобы странной, а какой-то просто революционной — что-то вроде радиолюбительства, как в детстве. Типа, допаялся до маленькой игрушки и вывел звук на большие динамики. Но идея оказалась очень здравой и очень модной. У «Филипса» сейчас целая линейка этих док-станций разных размеров и мощности, есть даже беспроводные — с Айпода музыку гонять. Но всех их отличает то же самое свойство: тщательная работа по созданию объемного звука, наполняющего пространство. Как изогнуть? Как расположить? Как обеспечить наилучшее взаимодействие динамиков? Сперва делается прототип, на котором выверяются все углы и минимизируются искажения:

А вот тот же образец в пластике, все углы соблюдены:

Так и работают:

Итог: мне очень понравился подход, с каким лаборатория создает свои новые модели (которые затем, разумеется, «Филипс» будет собирать на заводах Азии). Но это будет чисто европейское качество: смелость идеи плюс дотошная выверенность в каждой мелочи.

Спасибо за увлекательное путешествие «Филипсу», агентству Ketchum и моим коллегам по группе.

В ближайшее время, продолжая тему поездки в Брюссель, я расскажу про городок Брюгге, индустрию шоколадных пенисов и конечно про писающих мальчиков. А потом как-нибудь, продолжая тему аудиотехники, напишу все-таки ностальгический пост про «усилитель Агеева» ;)

<< предыдущая заметка следующая заметка >>
пожаловаться на эту публикацию администрации портала
архив понравившихся мне ссылок

Комментарии к этой заметке сейчас отключены, надеюсь на понимание.