0
<< предыдущая заметкаследующая заметка >>
28 января 2003
ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ - 2

Юля Безоглядова рассказывала, как однажды ей надо было по работе созвониться с далеким кавказским филиалом. Телефонная связь была отвратительной, и директор филиала никак не мог понять, что от него хочет столица. «Авизо! Авизо!» — кричала Юля в трубку. «Щто? Нэ панимаю!» — не мог расслышать директор. «Авизо! Передаю по буквам!» — кричала Юля, — «Аркадий! Владимир! Игорь! Захар! Оксана!» Пока она кричала, помехи неожиданно пропали, а когда умолкла — в трубке царила напряженная тишина. Пауза тянулась долго. Затем раздался голос, который произнес с сильным кавказским акцентом глухо и безнадежно: «Хто всэ эти луди?..»

Этот риторический вопрос не покидал меня сегодня три часа, пока я смотрел в кинотеатре «Победа» вторую часть «Властелина колец»... Здесь уместно сделать небольшое отступление. Вообще-то я в юности зачитывался Толкиеном и до сих пор тепло к нему отношусь. Попади эта фэнтези-трилогия мне сейчас — вряд-ли бы понравилось, ибо не мое. Но читал я ее в правильном возрасте и даже ездил в Инзирский заповедник на Всесоюзные Хоббитские Игрища 1991 года. На этом факте биографии я специально акцентирую внимание чтобы дать понять агрессивным толкинутым тинейджерам, что мои отношеняи с Толкиеном глубоки и зародились когда они (интернет-тинейджеры) еще посмеивались в памперсы. Поэтому я имею полное право писать о фильме все, что мне угодно, тем более в личном дневнике. Примитивные комментарии обиженных «ты воще лох и ничево в фильми нипонял тока наезжаеш» будут мигом удалены — предупреждаю заранее, ибо утомили меня письмами еще со времен моей рецензии на первую часть.

Так вот, фильм я шел смотреть сознательно и с удовольствием, как на встречу со старым знакомым. И фильм не обманул ожиданий — он сделан великолепно и вообще имеет полное право называться шедевром кинематографа. Особенно красочны батальные сцены. Замечательно нарисован Горлум, хотя в первый миг я поразился, как низко пал мастер Йода. Короче, второй фильм, как и первый, рекомендую всем посмотреть.

Теперь, когда с расшаркиваниями и прелюдиями окончено, перейдем к главному. Кто все эти люди? Я понял одно — мне, человеку тупому, с патологически скверной памятью на лица, категорически запрещено смотреть фильмы, где фигурирует более десятка действующих лиц. В моем любимом фильме «Беги, Лола, беги» всего пара основных героев, пара героев второго плана, а остальные эпизодичны до минимума. Страшно подумать как бы выглядел мой любимый фильм, если бы по экрану бежала не одна, а сразу несколько сотен Лол, Мэри, Кэт, Сюзен и прочих фройлен, каждая своим курсом по своей нужде... В каком-то смысле именно так выглядит «Властелин колец — 2", он бьет все мировые рекорды в области поголовья героев и должен быть занесен в книгу Гиннесса.

Первый час фильма напоминает рекламный анонс. Вариант — карусель в свете стробоскопа. Группы людей носились по холмам, они успевали лишь указать пальцем свое направление, а камера уже переключалась. Лишь изредка им удавалось в двух словах поведать зрителю, кто они и зачем бегут.

Перечисление всех бегущих героев займет слишком много места, поэтому ограничимся перечислением основных толп, которые правильнее называть вооруженными бандформированиями:

1) Бежит группа орков. Несет похищенных хоббитов — Фродо и Сэма. По причине малой численности, хоббитов я отдельным бандформированием не считаю. За орками гонится тройка друзей, но тройка в этом фильме не число, поэтому тоже не в счет.

2) На группу орков нападает конный отряд, который орков режет и сжигает (Фродо и Сэм под шумок смылись). Из разговора выясняется, что отряд откуда-то «выгнали» и они теперь шарятся по местности дружелюбные донельзя.

3) Населенный пункт деревенского типа. На него нападают орки и, видимо, весь гарнизон уничтожают, лишь мама успевает посадить своих детей на лошадь и отправить вдаль.

4) Другой населенный пункт, побольше. Там живет король, и король серьезно болен. Вокруг него интриги, но это уже к делу не относится, тем более, что короля вскоре излечивают (колоритная сцена изгнания бесов). Опасаясь нападения, весь гарнизон с населением снимается и топает вдаль.

5) В пути на них нападает банда орков на волках (колоритно сделанные чудовища), но банда мала и не особо успешна, поэтому атака отбита.

6) Наконец излеченный король приходит со своим народом в Большую крепость, где братается с местным гарнизоном — это уже шестое бандформирование.

7) Тем временем некое седьмое бандформирование все-таки хватает Фродо и Сэма, тащит в свой замок (близ водоема), где устраивает допрос. Главный в банде — некий Брат.

8) Тем временем около Большой крепости начинается битва. Шутка ли — крепость собирается штурмовать огромное по численности восьмое бандформирование орков.

9) На подмогу крепости приходит войско холеных мужчин нетрадиционной эльфийской ориентации — девятое бандформирование. Хотя кроме этих эльфов в эпизодах мелькает Элронд, король эльфов — он со своим народом далеко от основных событий, все они сидят на чемоданах, пытаясь эмигрировать в еще более дальние края. Элронд, потрясая горящими визами, уговаривает свою дочку ехать, но та... В общем, долгая личная история, не суть важно.

10) На подмогу крепости приходит волшебник Гэндальф, он ведет за собой еще одно здоровенное бандформирование — видимо, десятое.

11) Сюда надо добавить банду ходящих деревьев с размытой политической ориентацией.

12) Сюда надо добавить крепость Саурона и его банды, марширующие сквозь ворота (не путать с крепостью Сарумана — там свои ворота и банды!)

Надеюсь, уже понятно, что в сравнении с этим триллером ход Великой Отечественной войны видится простым и незамысловатым, а «Семнадцать мгновений весны» — просто театр одного актера?

Как я уже говорил, память моя на лица отвратительна, поэтому может статься, что некоторые из перечисленных бандформирований и крепостей на самом деле одно и то же. В книге у них у всех есть названия, но эти десятки населенных пунктов типа Валидор, Бадминтор, Исид-Дур, Барад-Дур, Казад-Дур, Минас-Парнас, Гандор-Мандор — я запомнить не могу.

При таком количестве героев создателям фильма (да и книги, чего уж там) трудно разнообразить сюжетные ходы, поэтому сюжет бесконечного бега по местности и сражений разнообразится всего двумя сюжетными шаблончиками. Первый сюжетный ход — «привезли его домой, оказалось он живой!». Герои то и дело гибнут (например, падая с врагами в страшные пропасти), но, после трогательного оплакивания, оказываются все-таки живы. Так случалось с Гендальфом, Арагорном и многими другими. Второй сюжетный ход — «искушения». Дочка короля чуть было не поддается на интимные уговоры провокатора. Дочка Элронда — на уговоры эмигрирующего отца. Горлум, как существо одинокое, беседует сам с собой, искушая сам себя и отнекиваясь. А мистеру Фродо вообще достаточно состроить глазки, как он теряет бдительность и падает с плохо скрываемым удовольствием в объятия мертвецов и монстров. Героев постояно уговаривают стать плохими (уродливыми, скользкими, плохо освещенными, предающими друзей и любимых), а те пытаются отказаться от этих заманчивых для любого гуманоида предложений. Когда душевным метаниям между очевидным добром и очевидным злом подвергаются подряд десятки героев с неумолимостью конвейера — это скорее утомляет, нежели разнообразит сцены бега по местности.

Интересно другое. Я не хочу обидеть автора и создателей фильма, но на миг подумалось: представим, что в какой-то далекой галактике существует раса разумных тараканов. И вот тараканы сделали свой кинофильм — про свою жизнь, со своей точки зрения. Как бы он выглядел? Я полагаю, именно так: миллионы действующих лиц, три часа беготни по бугристому линолеуму: туда-сюда, перебежками из укрытия в укрытие, одновременно десятками групп всевозможной численности, с постоянным прятаньем в кустах, выжиданием «пока пройдут» и опасениями попасть под разного рода большие каблуки. Для непосвященного зрителя, который не читал книгу и не смотрел первую часть, все это и вовсе не имеет ни начала ни конца...

С этой точки зрения фильм не то чтобы меня разочаровал (разочаровываться тут глупо, фильм хорош, а я знал, на что иду), но заставил задуматься. И задуматься о своем: как важно автору не увлекаться сюжетными линиями и как важно сценаристу не бояться резать сюжет, оставляя лишь главное.

<< предыдущая заметка следующая заметка >>
пожаловаться на эту публикацию администрации портала
архив понравившихся мне ссылок

Комментарии к этой заметке автоматически отключились, потому что прошло больше 7 дней или число посещений превысило 20000. Но если что-то важное, вы всегда можете написать мне письмо: lleo@lleo.me