0
<< предыдущая заметкаследующая заметка >>
01 августа 2018
ПРО ОСКОРБЛЕНИЯ


И снилось фараону: вышли из реки семь тучных коров, и вышли из реки семь тощих коров; и съели коровы тощие коров тучных. И проснулся фараон, и понял, что это фэтшейминг.

Исх. 41-3

Двадцать первый век стал для человечества золотым: исчезли эпидемии, побежден голод, войны уменьшились до локальных боевых действий. Чем заняться, если жизнь больше не борьба за выживание? На что тратить силы и эмоции, если перед человечеством больше не стоит глобальных проблем? Теперь внутренний мир человека, его переживания, потребность в уважении — вот что по праву стало высшей проблемой. Важнейшей из границ стала личная граница — новое понятие, мало знакомое нашим дедам. Охрана личных границ и внутреннего мира от посягательств и оскорблений — вот дело будущего, которое со временем полностью захватит умы всех поколений! А для многих это — наилучший способ заработка!

Еще недавно считалось, что оскорбление — это умышленное унижение чести и достоинства лица, выраженное к тому же в неприличной форме. Так считали в позапрошлом веке, вызывая обидчика на дуэль, а в прошлом веке такое определение несла в себе статья УК 130. Но в 2011 году она была отменена, чтобы дать простор новым статьям, более отвечающим современным потребностям оскорбленных. Современные нормы морали позволяют оскорбиться на всё! Сегодняшнее оскорбление не обязано быть неприличным, совсем не факт, что было умышленным, а главное — вовсе не обязательно обращенным лично к вам. Где бы вы ни находились, вы имеете право обидеться на всё, что делают и говорят совершенно посторонние люди где-то у себя! Небывалый простор для оскорбленных!

Так давайте же внимательней смотреть вокруг и искать любые зацепки, на что уже можно официально оскорбиться!

Вегетарианцам имеет смысл оскорбиться на жующих стейк. Веганам — на вегетарианцев, жующих рыбу. Защитникам животных — на шубу из меха. Полузащитникам — на мяч из кожи. Бездетным нетрудно догадаться, как сильно их оскорбляют кормящие. Кормящих безусловно оскорбляет внимание прохожих. А если его нет — то его отсутствие. Полные несомненно оскорблены худыми, пожилые — юными, отдыхающие — курящими, соседи — отдыхающими. Женщины оскорблены мужским вниманием. Ну а верующие вообще оскорблены всем, что происходит снаружи храма: большой мир, созданный по Божьему замыслу, оскорбителен для верующего чуть менее, чем полностью.

Оскорбления не знают границ: оскорбляться сейчас принято и у нас в России, и в любой другой стране мира. Оскорбления не имеют срока давности: если сорок лет назад школьный физрук предложил вам секс, сегодня вы имеете полное право вспомнить это и оскорбиться — независимо от того, были вы первоклассницей или учителем труда. Никто не посмеет усомниться в вашей оскорбленности: ведь отрицание чужих оскорблений — самое страшное оскорбление.

Какие виды оскорблений изобретены человечеством за последние два десятилетия? Не нарушил ли кто-то наших личных границ и не оскорбил ли наш внутренний мир? Может быть, уже пора в суд и получить неплохую компенсацию? Оскорбления людей, связанные с особенностями их тела:

Эйблизм (ableism) — дискриминация инвалидов. А также полноценных членов общества с некоторыми особенностями души и тела. А также попытка назвать вторых — первыми.

Лукизм (lookism) — дискриминация людей по внешности, предпочтение красивых в ущерб некрасивым (при выборе спутника жизни или приеме на работу).

Фэтфобия (fatphobia) — неприязнь полных людей.

Фэтшейминг (fat-shaming) — осуждение полных людей.

Скинни-шейминг — осуждение худых людей.

Бодишейминг (body-shaming) — осуждение любых форм тела, которые отличаются от глянцевых стандартов.

Эйджизм (ageism) — дискриминация людей по возрасту. Обычно — отказ пожилым при приеме на работу. Но также оскорбление детей и подростков отказом воспринимать всерьез идеи и мнения.

Райтинг (righting) — пренебрежение правами и потребностями левшей.

Райтхэндинг (righthanding) — оскорбительное навязывание левше правой руки при рукопожатии.

Блондишейминг — пренебрежительное отношение к блондинам (обычно блондинкам).

Рэдфобия — неприязнь к рыжеволосым.

Фреклстаринг — оскорбительное разглядывание чужих веснушек и родинок.

Лонгхайредизм — неприязнь к людям с длинными или распущенными волосами.

Балдшейминг — осуждение лысых.

Шортинг — насмешки над людьми маленького роста.

Маскофобия — боязнь людей, выходящих в город с маской на лице из боязни заразиться от вас

Ступидинг — дискриминация неспешно думающих людей и лиц с мыслительными возможностями, отличающимися от завышенных стандартов (например, при приеме на работу)


Широкая группа оскорблений связана с дискриминацией по образу жизни, происхождению и взглядам. Если вы относите себя к какой-то малой или большой группе, имеет смысл обратить внимание, не стали ли вы жертвой такого явления как:

Расизм — оскорбление по национальному признаку.

Колоризм (colorism) — дискриминация людей с более тёмным оттенком кожи. Имеются в виду люди (например, латиноамериканцы), чья кожа темнее, чем у светлокожих, но не настолько темна, как у тех, кого называть не принято.

Классизм (classism) — дискриминация людей на основе их принадлежности к социальному классу.

Гомофобия, Бифобия, Трансфобия и дискриминация интерсекс-людей — широкая группа предрассудков в отношении людей, чье принятие пола, тела, сексуальности, способов размножения и структуры семьи отличается от традиционных.

Отдельная большая группа оскорблений — оскорбления женщин. И все формы насилия, применяемые к ним:

Сексизм (sexism) — дискриминация женщин на основе стереотипа о мужском превосходстве.

Мэйл гейз (male gaze) и патриархат — система заблуждений, утверждающая, что власть в мире принадлежит мужчине и мир существует для его удовольствий, а женщина существо второго сорта.

Абьюз (abuse) — любое насилие, в том числе психологическое, эмоциональное, вербальное, физическое, а также вообще всё, что один делает, а другая не рада.

Объективация (objectification) — оскорбление, при котором мужчина в женщине видит не душу, а предмет.

Харассмент (harassment) — самый широкий спектр оскорблений, связанных с сексуальными домогательствами: от изнасилований и принуждений — до прикосновений, приближений, рассматриваний и комментирования привлекательности внешности.

Слатшейминг (slut-shaming) — осуждение женщины, свободной в одежде и поведении, за ее якобы «развратность».

Менсплейнинг (mansplaining) — оскорбление, которое обычно наносит женщине мужчина, делая научные или бытовые объяснения таким тоном, будто без него она этого не знала или не смогла бы узнать самостоятельно, будь такое желание.

Стеклянный потолок (glass ceiling) — молчаливое ограничение карьерного роста при достижении некого «стеклянного потолка». В частности — женщин из-за гендерных стереотипов.

Сталкинг (stalking) — навязчивое преследование, настойчивое слежение, а также любые знаки внимания от человека, который вам, наоборот, неприятен.

Газлайтинг (gaslighting) — обесценивание и отрицание чужих оскорблений и переживаний (напр. «этого не было», «ты все выдумываешь», «ты придираешься», «не сходи с ума»).

Виктимблейминг (victim blaming) — обвинение жертвы, перенос на неё ответственности за случившееся.

Мизогиния (misogyny) — система оскорбительных предрассудков в отношении женщин. Проявляется в форме дискриминации, принижения, снисходительного отношения, сексуальной объективации, насилия.

Мизандрия (misandry) — аналогичная неприязнь к мужчинам на основе предрассудка об их злобности. В реальности не встречается, потому что женщины не злобные.

Также есть отдельный термин для оскорбленных чужой оскорбленностью, но он не применяется, потому что оскорбителен:

Позитивная дискриминация (positive discrimination) — оскорбление широкой социальной группы, когда борьба с ущемлением чьих-либо прав перерастает в ущемление прав всех остальных.

Как найти и правильно использовать эти оскорбления, заклеймив авторов, а то и потребовав компенсацию?

Оскорбления инвалидов

Неисчислимо количество художественных произведений, авторы которых разжигали ненависть к людям с ограниченными возможностями, изображая их главными злодеями и мерзавцами. Наиболее известные жертвы боди-шейминга:

БАБА ЯГА — Некрасивая (лукизм) старая (эйджизм) женщина (мизогиния) с костяной ногой (инвалидность II группы) Баба Яга сознательно представлена во множестве сказок главным злом, садисткой, убийцей и людоедкой.

ГОРБАТЫЙ — В фильме «Место встречи изменить нельзя» главный злодей и убийца — предводитель банды, инвалид-горбун.

КВАЗИМОДО — Горбатый и глухонемой персонаж романа Гюго «Собор Парижской Богоматери», знаменитый одноименным мюзиклом. Хоть Квазимодо и не является злодеем, но представлен человеком глубоко злым, несчастным и постоянно унижаемым.

ПИРАТ — Несмотря на романтику и эпизодическое благородство, пираты в большинстве произведений все равно остаются кровавыми, жестокими и малообразованными злодеями, вместилища жадности и алкоголизма. Неудивительно, что злобных пиратов рисуют инвалидами: обычно пират одноглазый и одноногий.


Оскорбления боди-позитивных

С давних времен главных негодяев принято было изображать боди-позитивными, разжигая ненависть ко всем полным людям и смеясь над их неуклюжестью. Фэтшейминг процветал всюду — от «Трех толстяков» Юрия Олеши, до «Буратино»: «Толстому Карабасу Барабасу лень было спускаться вниз, он манил беглецов пальцем, похожим на сардельку». Автора даже не смутило, что у него самого фамилия — «Толстой». Но не надо думать, что мода рисовать негодяями полных людей цвела лишь в давние времена. Вот достаточно новый «Гарри Поттер». Боди-позитивных Роулинг фэтшеймит с первых же страниц: раннее детство Гарри отравлено кузеном Дадли: «Кузен был очень толстым», «нечто, напоминавшее большой розовый мяч», «его жирная рука», «Дадли как две капли воды походил на своего папашу. У него было крупное розовое лицо, почти полностью отсутствовала шея, маленькие глаза были водянисто-голубыми, а густые светлые волосы аккуратно лежали на большой жирной голове». Гарри считает, что Дадли «похож на свинью в парике» и с трудом скрывает радость, когда тот «обхватив обеими руками свой жирный зад, затанцевал на месте, вереща от боли».


Оскорбление наций, расизм и колоризм

Одно из первых расистских произведений — «Отелло» Шекспира. Главный герой — темнокожий парень афро-венецианского происхождения бесконечно газлайтит свою жену. Непрерывный абьюз, слэтшейминг и объективация перерастают в мизогинное домашнее насилие, которое кончается трагедией. Хотя главным негодяем в трагедии является не Отелло, а белый парень Яго, это еще оскорбительней: европеец показан умным, изобретательным, коммуникабельным, способным ставить цели и добиваться их. А темнокожий абьюзер Отелло изображен недочеловеком: грубое животное, не способное контролировать эмоции и поступки. О чем, кстати, молодую пару предупреждали в первых главах расистски настроенные коренные венецианцы.

Вся дальнейшая литература тоже как могла разжигала ненависть к людям других национальностей. Помня о собственном происхождении, Александр Сергеевич Пушкин вопрос темных парней старался в творчестве обходить, зато не жалел красок для геноцида других наций. В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» он считает нормальным развлечением обращаться с татарами и черкесами как с утками на охоте:

Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.

Михаил Лермонтов в своей «колыбельной» тоже учит малышей ненависти к народу республики Чечня:

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.

Федор Михайлович Достоевский особую неприязнь питал к лицам еврейской национальности:

Являлись к нам в кружок и случайные гости; ходил жидок Лямшин, ходил капитан Картузов. Если уж очень становилось скучно, то жидок Лямшин (маленький почтамтский чиновник), мастер на фортепиано, садился играть, а в антрактах представлял свинью, грозу, роды с первым криком ребенка и пр., и пр.; для того только и приглашался. Этот негодяй, который несколько лет вертелся пред Степаном Трофимовичем, представляя на его вечеринках, по востребованию, разных жидков, исповедь глухой бабы или родины ребенка, теперь уморительно карикатурил иногда у Юлии Михайловны, между прочим, и самого Степана Трофимовича, под названием «Либерал сороковых годов». А мы все давеча поняли, как он вошел, что этот человек не нашего общества. Потому, что он соглядатай и спекулянт; потому что он жид и фигляр, и это видно. Вы думаете, он умен? Нет, он дурак, дурак!

Но даже ему далеко до Николая Васильевича Гоголя: «Тарас Бульба» — живая иллюстрация статьи 282 («Возбуждение ненависти, вражды, унижение группы лиц по признакам пола, национальности, языка, происхождения, религии и т.п.»):

– Перевешать всю жидову! – раздалось из толпы. – Пусть же не шьют из поповских риз юбок своим жидовкам! Перетопить их всех, поганцев, в Днепре!
Слова эти, произнесенные кем-то из толпы, пролетели молнией по всем головам, и толпа ринулась на предместье с желанием перерезать всех жидов. Бедные сыны Израиля, растерявши все присутствие своего и без того мелкого духа, прятались в пустых горелочных бочках, в печках и даже заползывали под юбки своих жидовок; но козаки везде их находили.
– Как? чтобы запорожцы были с вами братья? – произнес один из толпы. – Не дождетесь, проклятые жиды! В Днепр их, панове! Всех потопить, поганцев!
Эти слова были сигналом. Жидов расхватали по рукам и начали швырять в волны. Жалобный крик раздался со всех сторон, но суровые запорожцы только смеялись, видя, как жидовские ноги в башмаках и чулках болтались на воздухе.
– Хорошо, – сказал Тарас и потом, подумав, обратился к козакам и проговорил так: – Жида будет всегда время повесить, когда будет нужно, а на сегодня отдайте его мне. – Сказавши это, Тарас повел его к своему обозу, возле которого стояли козаки его. – Ну, полезай под телегу, лежи там и не пошевелись; а вы, братцы, не выпускайте жида.

В антисемитском угаре Гоголь достигает таких высот, что злобными у него выведены даже еврейские младенцы: «Это было мертвое тело женщины, по-видимому, жидовки. Возле нее лежал ребенок, судорожно схвативший рукою за тощую грудь ее и скрутивший ее своими пальцами от невольной злости, не нашед в ней молока».

Классики следующего века были чуть сдержанней в национальных оскорблениях, но тоже не упускали случая оскорбить представителей диаспор. Чего только стоит Михаил Афанасьевич Булгаков! В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» в правительственном зале Кремля исполняется песня, совершенно неприемлемая для всех татар «Куда едет собака крымский царь? Собака!» А своим отрицательным героям Булгаков любил давать псевдоеврейские фамилии: Бунша, Шпак, Швондер...

Отдельная многовековая традиция русской литературы посвящена оскорблениям народов Кавказа: классики наперебой рисовали дикарей, которые заняты убийствами, и где процветает работорговля и русофобия, а женщина — бесправный предмет, который можно украсть или обменять на коня. Серия оскорбительных сюжетов называется «Кавказский пленник». Первое одноименное произведение (поэму) на эту тему создал Пушкин, продолжил одноименным рассказом Лев Толстой. Авторы не жалели красок для оскорблений в адрес черкесов и чеченцев. В советскую эпоху был снят фильм почти с тем же названием: «Кавказская пленница». Где продолжали изображать Кавказ местом, где бытуют похищения людей, женщины бесправны, а дела решаются при помощи небольших преступных групп (Вицин, Моргунов, Никулин). Главные негодяи в фильме традиционны: это, разумеется, коренные кавказцы-мерзавцы Саахов и Джабраил.

А уж про «Белое солнце пустыни» и вспоминать не хочется...


Оскорбление ветеранов

Удивительное количество кинофильмов и произведений посвящены фашистам. И фашисты далеко не в каждом кадре показаны дебилами, уродами и вырожденцами! Умные, вежливые, со вкусом одетые, а некоторые из мелких фашистов даже способны на благородство — такими показывают нам фашистов авторы знаменитого телесериала «Семнадцать мгновений весны». В кадре герои, включая главного положительного Штирлица, без стеснений носят не замазанные символы фаш***ской свас***ики и вслух произносят фаш***ское приветствие: "*** *******"! Тем самым не только нанося оскорбления нашим ветеранам, но и нарушая статью 20.3 («публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики»)!


Оскорбление женщин

Это вид оскорблений настолько повседневен, что если убрать все произведения и фильмы, где главный герой мужчина, а женщине по общему молчаливому согласию отводится второстепенная роль, то литература и кинематограф прекратят свое существование — за исключением пары совсем новых фестивальных фильмов. Пример сцены, сочетающей в себе сексизм, мэйлгейз, объективацию, менсплейнинг и мизогинию — эпизод «Москва слезам не верит», где герой произносит: «А заодно запомни, что всё и всегда я буду решать сам. На том простом основании, что я — мужчина!» И женщина на это хамский выпад тихо и униженно отвечает: «Прости меня...»

Оскорбить могут все и всех. Даже персонажи мультфильмов — Волк из «Ну, погоди!» или Крокодил Гена оскорбляют некурящих. Ведь герой курит в телевизоре — то есть, фактически в вашем доме. Особенно впечатлительные могут даже почувствовать при этом запах табака и признаки отравления никотином и потребовать через суд оплатить дорогостоящее лечение в зарубежной клинике.

Но самый широкий спектр оскорблений — это конечно оскорбления религиозные. Это когда покушаются на святое в самом буквальном смысле.

Оскорбления верующих

Верующего оскорбить может всё. Это следует из определения божественной сущности: поскольку природа Бога непознаваема, его границы не знают пределов, а планы и пути неисповедимы, а значит, и возможность оскорбить всё вышеперечисленное тоже безгранична. Верующего может оскорбить еда: свинина оскорбит мусульман и евреев, говядина — индусов, курица — постящихся. Верующего могут оскорбить танцы, наряды, фильмы, рисунки, высказывания и научные теории. Больше всего верующего оскорбляют другие верующие (и чем ближе религиозные школы, тем оскорбительнее выглядят несоответствия в обрядах и трактовках).

В исламе строго запрещены изображения пророка Мухаммеда: за попытку нарисовать Пророка можно поплатиться жизнью. Хотя в Коране нет запрета на изображения именно Пророка, средневековые мусульмане часто его изображали на иконах, фресках и иллюстрациях.

Мухаммед получает первое откровение от ангела Джибраила (Манускрипт «Джами ат-таварих» Рашида ад-Дина, 1307 год)

Чтобы почувствовать оскорбление религиозных чувств, не надо перечитывать «Сказку о Попе и работнике Балде» или смотреть эпизод из «Бриллиантовой руки», где шагающего по воде мальчика с нимбом над головой толкают с криком «Щенок!» Достаточно просто оглянуться вокруг: ваши религиозные чувства обязательно что-нибудь оскорбит.

Что делать, если ваши чувства оскорблены?

Хуже всего, если вы женщина. Женщина, увы, считается существом второго сорта: ее чувства не представляют важности, а заботы должны ограничиваться домашним хозяйством. Если вы кому-то пожалуетесь, что ваши чувства оскорблены, вам скорее всего скажут, что вы сами виноваты.

Если вы оскорбленный представитель ЛГБТ — тоже не ждите поддержки и участия, потому что вас не любят, вы же извращенец.

Людям, склонным к боди-позитиву, тоже не следует ждать поддержки: вы сами виноваты, надо просто меньше жрать, тогда и оскорблять вас никто не станет.

Если вы ветеран ВОВ, и если даже ушли на фронт в последний год войны, приписав себе пару лет, вам уже не менее 90. В вашем возрасте не следует заниматься жалобами и судами: слишком большая нагрузка на сердце. Если вы не настоящий ветеран, а просто пенсионер или молодой активист, это не мешает делать заявления от имени ветеранов. Но надо помнить, что настоящие ветераны — люди суровые, не слишком избалованные послевоенной жизнью и многим недовольные: их могут оскорбить и вы, и ваши инициативы. Поэтому заявления об оскорблении чувств лучше делать от имени всех павших воинов — молодых, здоровых, красивых, недоступных для комментариев СМИ.

Если кто-то оскорбил вашу национальную принадлежность или культуру — первым делом обратитесь к старейшинам вашей диаспоры, изложите ситуацию. Уважаемые люди вашего клана примут необходимые меры, возможно соберут команду с битами, ножами и травматиками, которая отправится наказывать обидчика. Но надо помнить, что не все нации равные: если вы принадлежите к нации, у которой нет сильной диаспоры, — вам никто не поможет. Если так вышло, что ваша нация отстой, — значит, правильно вас оскорбили.

Но совсем другое дело, если оскорблены религиозные чувства. В нашей религиозной стране существует богатый опыт наказания для осквернителей веры и хороший корпус уголовных статей. Например, лишение свободы за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» — ст. 148 УК РФ. Вам следует написать заявление в ближайшее отделение полиции. Среди работников полиции и судебных органов много верующих, необходимую помощь и поддержку вы получите всегда. Разумеется, речь о православных. Если вы какой-то нибудь кришнаит или баптист, у вас не чувства, а заблуждения, оскорбить их — святое дело.

<< предыдущая заметка следующая заметка >>
пожаловаться на эту публикацию администрации портала
архив понравившихся мне ссылок

Комментарии к этой заметке скрываются - они будут видны только вам и мне.

Оставить комментарий