{imgicourl}{zamok}
<< предыдущая заметкаследующая заметка >>
08 мая 2022
Дом горит - козел не видит

Последнее время Господь вдруг начинает показывать, что он божественный сценарист. Мол, учитесь, драматурги. Сериалы, которые мы невольно смотрим последние месяцы (пока что многие из нас — лишь в роли зрителей) — это страшная драма, но выполненная по всем законам жанра, где все сценарные детали работают. Многие серии — например, с кораблем, — обсуждать как сценарий неэтично, там гибнут живые души. Но есть одна забавная серия без человеческих жертв, и вот ее имеет смысл напомнить и даже записать себе на память. Это серия про Бабку с Флагом. В ней тоже каждая деталь продумана и божественно на своем месте. Сначала мы видим тизер всей будущей истории. По крайней мере, так его увидел я в каком-то из патриотических форумов, которые я почитываю для понимания. Итак, ничего не зная о сюжете будущей серии, я сперва увидел лишь тизер и долгие продолжительные аплодисменты в комментах к нему:

Часть 1: ТИЗЕР

Первое, что меня изумило, — задний план. Персонаж переднего плана и его поза не оставляли сомнений, что за ним находится родная территория. Позже так и оказалось — позади родной дом. Но оригинала я на тот момент не видел, а смысл считывался: дом, поселок, край, Родина — что-то собственное и родное расположено за спиной бабки. И вот это родное было объято пожаром. То есть — в катастрофе. «Враги сожгли родную хату» — только такой смысл и читался. Но кто же эти враги? На этот счет рисунок был неумолим: главным источником огня художник изобразил пылающую букву «Z» — самый огненный элемент пожарища, бензин. Словно пылающий пентакль, она явно выглядела источником той силы, которая спалила дом во время магического обряда. Получалось, родную хату бабки сожгла буква «Z», а бабке удалось спасти из имущества лишь старинный флаг. По крайней мере, так было сказано на общепринятом языке символов, который использовал художник.

Далее интересен образ самой бабки. Во-первых, она нарисована несчастной — пожару за своей спиной не рада. Как не рада своей жизни вообще — у нее печальное лицо, немощный вид, инвалидность в осанке и нищета в одежде. Валенки, обноски и платок на голове вообще отсылают нас к образу Бабы Яги в классическом исполнении актера Милляра. Второй же образ, который тут безошибочно считывается из-за длинной рукояти в руках старухи, — Смерть с косой. Ну простите, у нас в культурном контексте никогда не было иного символа, где старуха держит обеими руками шест. Однако все эти образы — отрицательные. В чем тогда пропагандистский смысл?

Наконец, тень в виде Родины-матери. Персонаж и его тень, разумеется, связаны какой-то смысловой формулой. Но ни одна из известных мне формул смыслового тождества здесь не подходила. Не подходили мем-формулы нового времени «было — стало», «ожидание — реальность», «как вижу себя я — как видят меня окружающие» — это было бы просто оскорбительно. Но точно так же не подходила и старинная формула для тени — классика карикатуры и мультипликации: «вот я — и моя истинная сущность». Ну, вы знаете этот прием, когда карикатуристы прошлого-позапрошлого века рисовали, скажем, крадущегося злоумышленника, а его тень на стене изображала крысу, чтоб всем было понятно, что думает о его поступке автор. Но здесь не годилась и эта формула — просто потому что персонаж и его тень четко разнесены по возрасту и эпохам: получается, что знаменитая Родина-мать, хоть и сохранила былую силу духа в виде тени, но постарела, сгорбилась, обнищала, оделась в обноски и сегодня выглядит так. А это явно не патриотический смысл. Критический, антисоветский получается смысл.

Иными словами, я поначалу воспринял рисунок как антивоенный. И искренне удивлялся, почему его распространяют прогосударственные телеграм-группы. А спросить было не у кого. Поэтому я спросил в комментах у Лукьяненко. В начале специальной военной войны мы еще обменивались комментариями. Естественно, набежала аудитория Лукьяненко и покрыла меня восьмиэтажным матом, но сам Лукьяненко оказался умнее и догадался, что я не видел «сам ролик». Так я узнал, что к картинке существует предыстория. «Тогда возможно, ты еще не совсем прогнил» — резюмировал Лукьяненко, а его компания тут же накидала нужных ссылок.

Часть 2: ЗАВЯЗКА

В первый момент я подумал, что снят какой-то патриотический мультик про бабку, и это кадр из него. Но ролик оказался реальной сценкой, снятой на мобильник. И я вам скажу так — просмотр этого ролика принес гораздо больше вопросов, чем ответов.

Смотреть ролик: Бабка, флаг и продукты

Во-первых, ролик снят и слит в соцсеть украинскими военными — ясно, что сами они поначалу не видели в нем повода для российской пропаганды. Не увидел и я. Вкратце сюжет: украинские силы раздают гуманитарную помощь в недавно освобожденной от российских сил деревне. Из старого дома их приветствовать выползает старая бабка и несет большой советский флаг. Бабке вручают продукты, а флаг вынимают из ее рук, бросают на землю и наступают ногами. Бабка обижается и отказывается от продуктов, отвечая, что за этот флаг ее родители воевали.

Налицо классическое непонимание символов. Бабка не в адеквате. Она выходит приветствовать украинских военных как российских, совершенно запутавшись, кто пришел, кто от кого освободил деревню, какой флаг кому показывать. Советский флаг для советской бабки свят — с ним воевали ее родители. И ведь тут еще один исторический казус: ее родители, вероятнее всего, воевали с советским флагом как раз против российского флага — он же в то время являлся флагом вражеской армии власовцев. Но это уже отдельная шизофрения нашего века на постсоветских территориях, где народ под хоругвями несет рядом портреты царя и того, кто убил царя, славя одновременно попов и тех, кто расстреливал попов, насаждая атеизм... С другой стороны, понятна реакция украинского солдата — для него это символ страны-агрессора и кровавого тоталитарного прошлого. Почему Россия до сих пор не вернула себе советский флаг как государственный, как вернула советский гимн, забыв про временного Глинку, — это тоже интересный вопрос, и я подозреваю, он скоро встанет во весь рост. Украинский солдат доброжелателен к бабке и лоялен к ее политическим взглядам. Несмотря на путинскую риторику, он вручает ей продуктовую помощь так же, как любой другой жительнице деревни, не попавшей под многолетнее излучение российского ТВ (попробовал бы кто-нибудь в Буче и Мариуполе при получении продуктов от войск России вякнуть о своих украинских взглядах). А вот советский флаг вытерпеть украинский солдат не может. В общем, мотивы каждого из них понятны. Но уместно ли рекламировать эту бабку как новый патриотический символ? Не преждевременно ли дорисовывать вместо дома бабки пожарище, вызванное огненной буквой Z? Задав эти риторические вопросы после просмотра ролика я получил бесконечный мат и проклятия нашего дружного фантастического цеха. Из чего следовало, что образ бабки для российских патриотов стал такой же святыней, как для бабки — флаг СССР.

Часть 3: ДРАМАТИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

Шли недели, но история с бабкой не затихла — госпропаганда всеми способами выжимала из бабки новый патриотический мем. Фигуру бабки стали изображать главным патриотическим символом наравне с буквой Z. Что, прямо скажем, говорит о крайне низкой квалификации нынешних российских пропагандистов. Выбрать среди всех букв русского алфавита немецкую литеру, причем ту, которая в латинском алфавите больше всех похожа на свастику... Равно как выбрать для символа новой России немощную старуху в валенках с советским флагом в руках... Это прямо идеологическая диверсия какая-то. Да и впору бы задуматься: идут военные действия, с обеих сторон гибнут военные, гибнут мирные жители, ну разве не найдется ни одного Мальчиша-Кибальчиша, чей подвиг можно воспеть? В конце концов, ну многие же шли на гибель за свои идеи, наверно даже в России найдется парень, который добровольцем записался в военкомат и погиб. Ну ладно, ну найдите русского солдата, который спас котенка — будет подвиг для блогосферы. А это разве подвиг — старуха, которая отказалась от тушенки? Флаг оказался чуть дороже, чем две банки тушенки и пакет вермишели, вы это имеете в виду? Иисус за свою веру пошел на крест, Зоя Космодемьянская — на казнь, Навальный — в тюрьму, активист — в автозак, а бабка — отказалась от тушенки? Так нынешние пропагандисты видят былинный подвиг народа? Но видимо пропагандисты рассудили, что для нынешней диванной аудитории отказаться от банки тушенки — самая понятная жертва и подвиг. Все муниципальные городские средства были брошены на бабку. По всей стране засияли гигантскими цветными муралами огромные фасады многоэтажек:

Появились уличные билборды на рекламных тумбах:

За месяц бабкой были изрисованы все стены и заборы:

Раскрашены по стране сараи и трансформаторные будки:

Мастерские принялись спешно отливать скульптуры и монументы. Памятники бабке начали устанавливать на улицах городов:

Появлялся всё новый креатив. Появились даже косплеи!

Напряжение нагнеталось, история явно шла к перелому и финалу. Логичным завершением серии казалось появление этой бабки с ее флагом в Москве на крыше Мавзолея во время Парада 9 мая. Или во главе колонны 90-летних ветеранов Великой Отечественной. Или на другом конце стола, чтобы Путин ей вручил медаль за отвагу — кинул коробочку вдоль по столу.

Часть 4: ФИНАЛ

Но всё то время, пока городские администрации рисовали муралы и открывали памятники, никто не поинтересовался судьбой былинного персонажа. А за этот месяц по домику бабки все-таки прокатилась война. Взрывом российской мины (никем не доказано обратное) в доме выбило все окна, посекло крышу до сквозных дыр и разрушило сарай-пристройку. Огненная буква Z всё-таки в итоге сожгла родную хату бабки. В точности как обещал когда-то плакат-тизер. Бабка с дедом долго не хотели уезжать в эвакуацию из-за собак и котов, но в итоге поехали. И на последней записи бабка уже не так категорична — теперь она утверждает, что вышла с флагом к русским, как она думала, солдатам исключительно чтобы попросить их не разрушать деревню. О своем разрушенном доме она конечно горюет, войну осуждает и своей славой недовольна «лучше бы войны не было, и славы не было, а то теперь я как предатель»... И бабку понять можно: она жила здесь столько десятков лет мирно, без беды и с целыми стеклами. Пока не пришла Россия.

Смотреть ролик: Бабка в эвакуации

Часть 5: Эпилог

Разумеется, пропагандисты в шоке. И их тоже можно понять. Столько бюджетных средств освоено, столько краски вылито на стены, столько новостных сюжетов с официальными лицами на открытиях памятников снято — и куда теперь это всё? Но пропагандисты есть пропагандисты, и схемы работы у них прежние. Поэтому теперь они принялись уверять, что:

а) Эти бабка с дедом — фейк. Не тот голос, не то количество пуговиц у деда.
б) Бабка настоящая, но слова ее — фейк. Голос подменили злые украинцы.
г) Бабка настоящая, голос ее, но мнение — фейк. Потому что бабку выкрали, пытали и заставили.

И всё это, разумеется, одновременно. Проверенная схема задымления информационного поля.

Но что-то мне подсказывает, что ставку на бабку больше никто не делает, бюджетов под нее больше не выпишут, и муралы перестанут появляться на фасадах. В общем, поучительная история для пропагандистов. Пропагандисты же привыкли, что они получают огромные бюджеты за свой креатив. Далее этот креатив тиражируют тысячи наивных хомячков, но уже бесплатно. И схема живет. А что креатив может ожить, встать на ноги и дать самостоятельное интервью — это шок и вне схемы. А ведь креатив, основанный на реальных фактах и судьбах, вовсе не обязан работать в твоем пропагандистском заказе и соответствовать всем твоим дальнейшим ожиданиям. Так что лучше не рыть по форумам в поисках бабки или фотки со случайной буквой на бронетехнике, а сидеть и креативить с нуля — выдумать очередного Мальчиша-Кибальчиша и запатентовать логотип. Сложно, хлопотно, зато без сюрпризов в будущем.

<< предыдущая заметка следующая заметка >>
пожаловаться на эту публикацию администрации портала
архив понравившихся мне ссылок

Комментарии к этой заметке скрываются - они будут видны только вам и мне.

Оставить комментарий