0
<< предыдущая заметкаследующая заметка >>
06 января 2012
о книге Пелевина "S.N.U.F.F."

Приятно, что в этом году весть о новой книге Пелевина принес телефонный звонок. Видимо, я числюсь в каком-то списке блогеров-писателей, поэтому меня нередко просят прокомментировать для радио писательские новости: то отечественные упыри новую серию-проект запустили, то иностранный политик написал книгу о своей борьбе, то испанская проститутка опубликовала автобиографию, ставшую бестселлером, то австралийский каторжник сбежал из тюрьмы, унося на свободу рукопись, сочиненную на нарах. Участвовать в профессиональном медийном шуме с глубокомысленными рассуждениями о книге, которую не читал, — отдельное развлечение. Обычно я отделывался абстрактной болтовней: мол, в тюрьмах частенько пишут неплохие книги, взять хоть Сервантеса или Леонида Соловьева... Но здесь речь шла о книге Пелевина, поэтому я честно ответил, что заранее знаю, какой будет книга: ожидаю увидеть все того же Пелевина, который в очередной раз убедительно и остроумно расскажет нам о нашей жизни и о мире, в котором мы оказались сегодня. Даже не уверен, что это моя формулировка, кажется, я что-то подобное читал в какой-то рецензии много лет назад, но лучше не сформулируешь. Ведущая возразила, что по аннотации новая книга — «роман о глубочайших тайнах женского сердца и высших секретах летного мастерства». Пришлось возразить, что написать на заборе можно что угодно, но ни дамскими романами, ни производственными детективами Пелевин не занимается, и это все равно будет пелевинская книга о современной России с фирменным пелевинским юмором и философской метафизикой. И, разумеется, не ошибся.

Мир, нарисованный Пелевиным в этот раз, оказался государством Уркаиной (на территории Сибири), которое населено дикими и бескультурными орками, технологически находится в бронзовом веке, а управляется сверху — из высокотехнологичного государства Бизантиум, расположенного в гигантском рукотворном шаре высоко в небе. Причем, управляется Уркаина через невидимые медийные технологии.

Неудивительно, что, попав в декабре на политически-разогретую почву нашего интернета, книга сразу превратилась в флаг политических хомячков и была разобрана на цитаты в попытках запугать Госдепом и высмеять антипутинские митинги, как это, якобы, сделал Пелевин. Хотя книга абсолютно не об этом. Более того — в финале орки победили Госдеп, несмотря на все происки тамошних политологов. Но кого из хомячков это останавливало?

Книга совсем о другом — о духовном. Две главные смысловые цитаты: почему пидарасы всегда могут окопаться за рекой и включить свою музыкальную установку, и почему резиновой женщине должно быть больно, когда об нее гасят окурки.

Первая из этих метафор относится к устройству нашей повседневности — согласно ей, в мире нет никого, кроме пидарасов, живущих на двух берегах одной реки. И какой из двух берегов ты для себя ни выберешь, все равно окажешься пидарасом среди пидарасов (этого не догоняют сетевые хомячки, вооружившиеся цитатами на своих политических баррикадах), и будешь неизбежно страдать от музыки, которую включат пидарасы с другого берега.

А вот вторая метафора пытается разрешить более вечные философские загадки. Необычность книги в том, что здесь Пелевин, пожалуй, впервые выступил в откровенно материалистическом жанре вместо мистики, с которой работал обычно. И дело даже не в том, что на этот раз он выбрал типичные декорации НФ: антиутопия, мир будущего, ядерный апокалипсис, антигравитационный город-убежище, общество высоких постинформационных технологий и т.п. Нет, дело в том, что в этой книге он поставил в центр вопрос о том, возможна ли у робота душа, и есть ли душа у человека — такого же по сути электрохимического робота, раба своих алгоритмов. А главное — с какой целью все-таки великий Маниту сделал так, чтобы этот электрохимический робот чувствовал боль, когда об него жизнь гасит окурки. Пелевин на эти атеистические вопросы дает остроумные бихевиористические ответы, и наоборот. А попутно «Дао Песдын» получают все прочие темы — и тайны женского сердца, и секреты летного мастерства, и многое другое.

Но все-таки главная тема любых произведений Пелевина — это буддийский эскапизм, мистический выход за границы мира страданий и сует. Разумеется, есть он и здесь — в этой книге о мире из двух берегов, населенных сплошь пидарасами. Видимо Пелевин стал не слишком высокого мнения о современном читателе, хорошо понимая, что его новая книга все равно ляжет на полочку бестселлеров аккуратно между Глуховским и Марининой. Поэтому, устав раз от разу объяснять метафору эскапизма философским языком, здесь он дает ее просто сюжетно: «построим ероплан и улетим к едреней фене». И этот шаг в сторону более прямолинейной аудитории, кстати, ничуть не портит книгу. Куда именно улетают герои из мира пидарасов и чем там планируют заняться, Пелевин не объясняет, но выглядит это качественным хэппи-эндом.

Вот, собственно, и все, что я могу сказать про книгу. Можно лишь добавить, что она прекрасна и глубока как и все остальные книги Пелевина, а по сюжету и композиции вообще одна из самых удачных. Лично я ее не только прочитал, но и сразу перечитал второй раз, получая огромное удовольствие. Впрочем, на вопрос «Я не понял, стоит читать?», правильный ответ: «Нет, тебе не понравится».

<< предыдущая заметка следующая заметка >>
пожаловаться на эту публикацию администрации портала
архив понравившихся мне ссылок

Комментарии к этой заметке сейчас отключены, надеюсь на понимание.