0
<< предыдущая заметкаследующая заметка >>
03 января 2021
Музей маяков в Кронштадте

Давно хотел рассказать про музей маяков в моем любимом, но очень холодном Кронштадте. Находится он в форте Константин. Там Петр Первый прорубил окно в Европу и хорошо его оборудовал, чтобы никто не залез.

Сам форт представляет собой сейчас пустые, заброшенные, хоть местами отреставрированные коридоры. Там наверно интересно играть в прятки или квесты, но по большому счету делать там нечего.

Там даже никакого оборудования нет, оставшегося от тех времен, когда здесь был важный военный гарнизон с пушками. Лишь изредка торчат из стен странные крепления:

То ли дело музей маяков! Там тепло, уютно, приветливые девушки-экскурсоводы и огромная коллекция маячного оборудования.

И вообще разного корабельного оборудования. Вот например этот АР2-Д2 использовался в доGPSные времена.

А вот это — доисторический принтер с предустановленным шрифтом. После заправки чернилами (или если приспособить авторучку) он может печатать от руки вполне красивыми буквами:

Но главное тут конечно — маяки, потому что музея такого другого нет. Маяк — штука важная и жизненно необходимая для мореплавания. Днем маяк виден издалека как башня для ориентира — все маяки делают разными по дизайну, чтобы капитан сразу понял, в Панаме он или на Волге. В наших краях маяки традиционно красят в красный и белый цвет чтобы был заметен на фоне зелени и леса. В Белоруссии, я так понимаю, маяки скоро перекрасят. А что делать ночью? Ночью маяк должен светить. Как и бортовые огни кораблей. Удивительно, но вплоть до середины прошлого века использовался керосин.

Если попросить, огни для вас даже зажгут:

Следующая эпоха маяков — маяки газовые. Здесь светился горящий газ. Продолжалось это — вы не поверите! — до 1960-1970 года минимум. Электрической лампе накаливания уже исполнилось 100 лет. Люминесцентные трубки уже много лет светили с потолков в школах, детсадах и учреждениях. Да что там неоновые трубки, полупроводниковые светодиоды были разработаны именно в это время — правда, пока слабые и далеко не белого свечения. Но на многих маяках все еще горел газ, а специальная система трубок, клапанов и нагревателей обеспечивала положенный каждому маяку интервал вспыхивания основной горелки от запальника:

Интервал вспышек маяка — вообще штука тонкая, ведь он должен быть у каждого свой, и строго соблюдаться. Вот, например, регулятор электрического маяка из переделанных кабинетных часов: от одной из шестеренок вращалось специально выпиленное пластиковое колесо с засечками, которое через нужные промежутки времени замыкало нужные контакты. Конструкция выглядела так:

А это зеркало-рефлектор для направленного маяка (по-моему газового):

А это цветные стекла для фонарей — красного:

И синего (или зеленого?):

Отдельная проблема маяка — замена сгоревшей лампы. Потому что это не просто: смотритель должен оказаться рядом, полезть на башню, разобрать колпак и заменить лампу. Но это еще и простой в работе. Поэтому маяки стали оборудовать устройствами автоматической замены ламп:

Это — переносной военный маяк. Складывается в небольшой чемоданчик, разворачивается на четырехметровой штанге. Интересен лично мне он своими выключателями со светящимися наконечниками — радиоактивными солями радия. Как я жалею, что когда-то поддался на уговоры паникующих членов семьи и сдал свою коллекцию таких выключателей в штаб Гражданской обороны. Где теперь таких найти — не знаю. Для здоровья безопасны, несмотря на ярко выраженную радиоактивность:

Одно из главных изобретений той маячной эпохи — линза Френеля. Есть разные теории, кто первым придумал этот принцип, но французский физик и инженер Огюстен Жан Френель первым изготовил многокомпонентную линзу именно для использования на маяках. Смысл прост: для создания правильного света вам понадобится линза. А линза для маяка такого размера — это огромная толща стекла, невероятно тяжелая и сложная в изготовлении. Но смысл в том, что вовсе не нужно отливать из стекла громадную кочку с непрерывной поверхностью — вполне достаточно с помощью сегментов изобразить ту же самую форму самой поверхности, но без всего массива стекла, что под ней! Да, линза выйдет не идеальной, на ней будут круги-полосы. Но это же не очки и не телескоп. Для маяка это совершенно не важно. Французская линза, изготовленная для российского маяка, ей больше 100 лет:

Линзы Френеля стали делать не обязательно в форме линзы — это могла быть, например, пирамидка или башенка:

В панорамных линзах делали дверцу, через которую можно менять лампу или чистить от пыли и копоти (напомним, было много газовых маяков). На фотке линзу разглядывает Мария Людвиговна — кстати, дочь оптика, успевшая в детстве даже немножко поработать, помогая маме, на заводе ЛОМО. Наметанным глазом она замечает в толще стекла микроскопические пузырьки брака, которых мы обычно не видим:

В музее большое количество оборудования, не всегда даже ясно, от какого маяка. Вот это — явно что-то трофейное немецкое:

Самая большая гордость музея — громадная, чуть ли не трехметровая линза Френеля, которая чудом сохранилась где-то на складах: после модернизации маяка ее должны быть разбить и вывезти, но просто стало лень возиться с такой тяжеленной дурой, поэтому ее оставили на задворках, и недавно нашли, отмыли и отреставрировали:

А еще в музее можно написать друзьям открытку с картинками маяков и тут же отправить:

Сайт музея: https://kronfort.com/mayak/

<< предыдущая заметка следующая заметка >>
пожаловаться на эту публикацию администрации портала
архив понравившихся мне ссылок

Комментарии к этой заметке скрываются - они будут видны только вам и мне.

Оставить комментарий