0
<< предыдущая заметкаследующая заметка >>
02 февраля 2023
С Днем сурка!

Каждый год 2 февраля люди начинают радостно поздравлять друг друга с Днем сурка. Потому что вспоминают одноименный культовый фильм. Мой любимый тоже, кстати. Но вот несколько интересных подробностей.

1. До выхода фильма даже среди американцев мало кто помнил про этот мелкий праздник отдельного городка. То есть, помнили не более, чем мы про какой-нибудь День работника молочной промышленности. Однако в мире нет другого такого фильма, которому настолько удалось изменить календарь: отныне на всех континентах все в курсе, что 2 февраля — это именно День сурка. И поздравляют друг друга с этим.

2. Интересна судьба у культового фильма — он вышел в 1993 году и остался почти незамеченным. Нет, не провальным — собрал неплохую, хотя ничем не выдающуюся кассу. Но не получил никаких особенных премий, и уж тем более никому не пришло в голову выдвинуть его хоть на одну из номинаций Оскара. Оскара за тот год получил вполне заслуженный «Список Шиндлера», но также куча фильмов, которых сегодня вообще никто не вспомнит: мелодрамы «Пианино», триллер «Беглец»... У «Дня сурка» была потом лишь премия BAFTA за лучший сценарий, но о сценарии поговорим отдельно. Никто не знал, что фильм культовый. Газета «Вашингтон пост» так и писала: вышел новый фильм, он миленький, но, конечно, не шедевр, и в список национальных шедевров уж точно не войдет... Спустя почти полтора десятилетия в 2006 фильм в этот список все-таки вошел. Таким образом, перед нами классический лонгселлер. Выдающиеся произведения бывают бестселлерами и лонгселлерами. Бестселлеры собирают рекордное количество денег и внимания, но наутро все о них забывают. Лонгселлеры вызывают не самое большое внимание современников, зато их помнят поколениями. Это как та писательница Вербицкая, которую издавали и читали в пять раз больше, чем Чехова, ее ровесника. Наследие «Дня сурка» огромно — позже вышло огромное множество подражаний и переосмыслений, и даже статья об этом фильме в Википедии почти так же велика, как статья про вселенную «Звездных войн». Там пытаются анализировать «День сурка» с точки зрения философии буддизма, христианства, Ницше и Камю...

3. Интересна судьба сценария. Дэнни Рубен, хоть и получил премию BAFTA за лучший сценарий, но так и не стал известным сценаристом. А ведь очень хотел: с молодости он сочинял много сценариев и заявок, и даже специально переехал в Лос-Анджелес чтобы искать выходы на киношников. Сработала лишь заявка «Дня Сурка» — история про петлю времени, специально придуманная таким образом, чтобы эту яркую фантастику можно было снять в любой уездной глуши, без дорогущей в те годы компьютерной графики, с минимальным съемочным бюджетом. То есть — чтобы заинтересовать продюсеров хотя бы этим. История в итоге была продана со всеми правами студии, и ее сильно изменили к заметному неудовольствию Дэнни. Сказку про одиночество и изменение себя превратили в типичную голливудскую мелодраму с хэппи-эндом и розовыми рюшечками, пришив поверх всего красными нитками пошлую историю о том, сможет ли склочный телесиноптик Фил Коннорс уговорить незнакомку Риту дать в первый же день после знакомства. Мы, понятное дело, так не думаем. А вот Дэнни, судя по всему, поначалу именно так и воспринял изменения в сценарии. Кстати, другим серьезным изменением, привнесенным режиссером и студией, стало безжалостное выкидывание сцен, пытающихся объяснить суть и условия временной петли — там была сцена с проклятием гадалки, и еще много чего. И правильно. Ведь любые объяснения и оправдания в художественном произведении (да и в жизни тоже) дают лишь обратный эффект: только усиливают недоверие и порождают дополнительные вопросы. После «Дня Сурка» Дэнни Рубена стали более активно привлекать к киношным проектам, и в следующую пару лет вышла пара фильмов по его сценариям, но провалились. Поэтому остаток творческой карьеры Дэнни Рубен читает лекции о том, как писал «День Сурка», и даже выпустил об этом книгу. На его довольно заброшенном официальном сайте тоже речь в основном про «День сурка». Почему так сложилось — загадка.

4. На съемках все пересрались. Билл Мюррей вообще никогда не отличался покладистым характером, а тут ещё переживал развод, а может, просто вжился в роль. Он вредничал, ругался, постоянно что-то требовал, опаздывал на съемки, пропадал, не отвечал на звонки, звездил и душнил — в общем, вел себя как свой герой, даже хуже. Со своим лучшим другом режиссером фильма Гарольдом Рамисом он умудрился посраться на этих съемках до конца жизни: следующие 20 лет Мюррей отказывался разговаривать с Рамисом, и приехал пообщаться лишь когда тот был при смерти. Возможно, этот кадр — вообще последняя совместная фотография, где они разговаривают (в фильме режиссер сыграл врача-невропатолога, у которого был смешной нервный тик с глазами). Чтобы как-то спасти съемки, студия обязала Мюррея нанять личного секретаря, чтобы общаться по деловым вопросам хотя бы через него. Отказаться Мюррей, видимо, не мог, но мстительно нанял себе в секретари глухонемого... А ведь именно Рамис, написавший обе серии «Охотников за привидениями» вывел своего старинного друга Мюррея в звездные актеры. Третья серия «Охотников за привидениями» не случилась именно из-за их ссоры на «Дне сурка».

5. Несмотря на всё это — а может, благодаря этому — фильм стал в итоге вечным шедевром. Люди его пересматривают до сих пор и прекращать не собираются. И от этого еще ярче звучит истинная мораль великого фильма: надо просто делать добрые и правильные дела, не задумываясь, оценят это когда-нибудь или нет. И тогда всё придёт само.

<< предыдущая заметка следующая заметка >>
пожаловаться на эту публикацию администрации портала
архив понравившихся мне ссылок

Комментарии к этой заметке скрываются - они будут видны только вам и мне.

Оставить комментарий