0
<< предыдущая заметкаследующая заметка >>
10 декабря 2010
Ясная Поляна и рецензии

Дом Льва Толстого

Побывал в имении Льва Толстого. Вот пруд Льва Николаевича:

Как ни фоткай, он прекрасен:

Вот прорубь Льва Николаевича. Непонятно, зачем квадратная, но она прекрасна тоже:

Вот мужики Льва Николаевича. Они ходят и сеют песок на обледеневшую дорожку:

Теплотрасса Льва Николаевича Толстого:

Аллея Льва Николаевича, по ней он гулял:

Дом Льва Николаевича. Здесь он жил и работал, здесь принимал гостей, отсюда ушел 28 октября, сказав, что не может больше жить в такой роскоши. Мы были в этом доме на экскурсии — слова Льва Николаевича о роскоши сильно преувеличены: книги, старые стулья, рояль и семейные портреты, вот и вся роскошь:

А это могила Льва Николаевича:

А это — журналисты и финалисты конкурса «живое русское слово» в Ясной поляне:

А это — Дмитрий Быков в фойе читает свою поэму «Лев Толстой»:

Молодые журналисты и региональная пресса внимают с изумлением:

Ну а что касается работ финалистов, которые я рецензировал в категории «интернет», то я обещал выложить рецензии, выкладываю. Это не всем будет интересно, поэтому под кат:

[показать спрятанное]
«Царство отца и сына» Деменцова Эмилия, Москва, Интернет-журнал «Наш фильм»

Слабая работа. Вообще в подобном жанре (конспект сюжета, изобилие имен и фактов) трудно оценить личный вклад автора. Но здесь, как минимум, серьезно хромают и пунктуация, и орфография, и слог:

«Сюжеты о власти, особенно неограниченной и ею наделенных, никогда не теряли интереса публики в нашей стране.»

«И встает Иоанн, опираясь на царский посох, и велит казнить, убивать, смуту, по всюду ему кажущуюся, искоренять и предвосхищать.»

Для школьного сочинения сойдет, но для финала конкурса публицистики «Живое русское слово» пока очень слабо. Надо много работать.

Наталья Сойнова «Биеннале по горизонтали», Красноярск, интернет-портал VIII Красноярской музейной биеннале

«Красноярская музейная биеннале «Даль» убедительно продемонстрировала центростремительную силу.»

«а также красноярцы Виктор Сачивко, Суриков, но Александр и Василий, но Слонов.»

«Музеев на музейной биеннале раз от раза все скуднее»

«острое словцо заостряло конфликт между вневременными музейными институциями»

«со скученными скучными артефактами»

«Даль – она же близь», – делала почти программное заявление Аня Желудь.

«биеннале осваивала и помечала новые территории искусства»

«Картины-тондо, круглые, как земля в иллюминаторе»

«Оптимизм Циолковского, правда, оспаривали Василий Слонов и его звездочет – тот самый эпатажный «какающий мужчина» – обобщенный образ русского народа, который вышел в открытый космос, так и не выйдя из туалетов типа сортир, и не видит в том противоречия.»

Ей богу, Наталья, вы прекрасны. Вам удалось блестяще воссоздать художественную атмосферу авангардной публицистики начала XX века. Сходу поклонившись «стремительному домкрату» Ильфа и Петрова, вы дошли до самых «Ихневмонов» Аверченко! «В ироническом городе давно уже молятся только старушечья привычка да художественное суеверие, которое жмурится за версту от пропасти. Стулов, со свойственной ему дерзостью большого таланта, подошел к головокружительной бездне возможностей и заглянул в нее.»

Слезы умиления катятся по моему скупому лицу. Я буду голосовать за вас, честное слово.

Сорокина Ольга «Интеллигенция», Ижевск, сайт «Моя Удмуртия»

В принципе ничего особенного: девушки приехали в чужой город и погостили у добрых людей. Но написано от всего сердца, очень тепло, складно и с добротой — а это, увы, большая редкость. Красивый, гладкий слог. Хорошая композиция, все на месте: есть вступление, есть подача, есть финал. Сформулирована цель, обозначен призыв. Хорошая работа.

Головчинская Анна «Гастроли Табаковцев», Саратов, ООО «ТНТ Саратов»

Статья написана старательно, а главное — искренне. За эту искренность можно простить многое. А прощать здесь, к сожалению, есть что, и список, увы, огромен.

Во-первых, материал достаточно слабо вычитан — даже если не говорить о пропущенных запятых, с первых же строк на читателя обрушиваются разнообразные «в ведуЮщий театр страны», «уже работаЕТ восемь актеров»...

Сплошь и рядом смысловые неточности: «нужен свет — к Олегу Павловичу, кресла — опять к нему, компьютерный класс — Табаков поможет каждому» — компьютерный класс нужен каждому?

«Мало того, что они одни из лучших, так еще и, пожалуй, самые интересные.» Мало того, что театры лучшие, они еще даже интересные!

«Если бы не родственные отношения с Табаковым, вряд ли саратовцы смогли бы так часто видеть Хабенского, Пореченкова, Трухина, Кравченко, Безрукова.» У всех саратовцев отношения с Табаковым родственные?! Господи, это же готовый компромат!

И последнее: статье не хватает концовки, вывода, аналитического взгляда автора. О чем статья? О том, что Табаков большой талант и добрый человек, но денег просит за билеты много, поэтому гастроли театра провалились? Кто виноват в этом? Табаков? Его менеджеры? Отсутствие меценатов? Низкий уровень жизни в городе? Мировая закулиса? Своей точки зрения автор не дал, просто пожаловался в пространство. От конкурсной работы под девизом «живое слово», конечно, ждешь большего.

Виктория Азарова «Непристойные предложения», Н.Новгород, Сайт «Проза.ру»

«Люди искусства поражают не столько преданностью ему, но чаще, к сожалению, каким-нибудь очень странным идеям, в нем воплощенным.» — в качестве первой фразы это чересчур коварный удар по живому читательскому мозгу. Примерно в таком же стиле сложен и остальной текст:

«С театром проще всего разобраться, потому что хоть туда и ходит пять процентов населения нашей страны, но любителей еще можно найти и быть уверенным, что плохого не посоветуют.»

«Одно время мне трудно давалась мысль – все, что выставлено в музее или на выставке – искусство.»

«но все, чего касается его руки, приобретает совершенно инфернальный вид»

С точки зрения темы и композиции тоже неважно: сбивчивое и противоречивое выговаривание по всем темам галопом. В первых строках автор нас знакомит с некой поэтессой Лизой, затеявшей «диспут о пользе непристойностей». Нас пытаются уверить, что Лиза — плохая, неудачница, занимается гадостями. Допустим. Не читали, но осуждаем. Но о стихах Лизы автор отзывается так: «Ну да, местами смешно. Можно потихоньку от детей поржать с друзьями и спрятать подальше в шкаф. Но называть это искусством?» Ага, то есть, смешно. И поржать с друзьями можно. А потом в шкаф спрятать — не выбросить, значит, будем перечитывать. Выходит, польза непристойностей налицо? Так в чем проблема? Нельзя «это назвать искусством»? Так Лиза и не называла. Борьба ярлыков шла у автора в голове.

Но Лизу мы бросаем, и чем закончился диспут, нам тоже не расскажут — автор начинает хвалить пьесу Ерофеева. Сдержанно. Но общая мысль: пьесе можно, Лизе — нет. Снова скачок мысли — и вот мы уже возмущаемся галереей каких-то фотографий. Ну чисто Никита Сергеевич на выставке «Новое искусство». Следом — возмущение каким-то Сашей, который рисует воюющих зайцев, а зайцев этих за большие деньги раскупают. И как посмел, мерзавец? Автор, милая, мне бы ваши проблемы, честное слово... Все у нас в стране хорошо, алкоголизм и преступность на нуле, культура возвысилась до небес, русский язык на небывалом подъеме, кругом пение муз, и только Саша, подлец, рисует злых зайцев... Добрых зайцев рисуй, Саша! Вика с дочкой негодуют!

В общем, на фоне этой безнравственности только автор статьи (и конечно же любимая дочка) — истинный кладезь таланта и добродетели. Только они очень скромные. Само смирение.

Виктория, милая, у вас все хорошо, у вас прекрасная дочка, почему же вы так злы и нетерпимы к простым творческим людям с мольбертами, стихами и фотоаппаратами? Не квартиры же они грабят, зайцев рисуют, вас не трогают. Посмотрите, как это выглядит со стороны.

Гаврилов Олег «Добро пожаловать в Zомбилэнд», Н.Новгород, Сайт «Студенческая Жизнь НН»

Я тоже люблю Билла Мюррея. К сожалению, текст этой статьи не самостоятелен — стандартный анонс фильма (существующего или выдуманного — не имеет значения). Обладает автор талантом или нет — здесь понять нельзя, рука литератора не проявлена в должной мере.

Кадырова Регина «Австралия в Ленинградской области», Спб, Сайт СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ

Статья старательная, ровная, достаточно вычитанная, вполне интересная.

Есть и ошибки: «Выразив свое почтение обитателям загона, иду знакомиться с четой царствующей династии пернатых, птицами юрского периода – страусами.» В юрском периоде страусы?! Специально спросил у крупного палеонтолога Кирилла Еськова, он отвечает: «Да нет, что ты! Кайнозойская группа, род, ЕМНИП, вообще с миоцена; кое-какие мелкие палеогнаты (вроде нынешних тинаму), вроде, нашлись в позднем мелу, но на гордое имя «страусов» они никак не потянут.»

Резануло ухо такое неосторожное высказывание: «Однажды кто-то назвал загон с африканскими страусами «Мулен Руж». Правильно подмечено: эти высокие птицы со стройными лапами и обильным оперением так динамичны и грациозны, что невольно сравнишь их с красотками кабаре.» Простите, я видел страусов. Сравнивать женщин с большими лохматыми курами — не самая удачная метафора для журналиста.

Удивило постоянное упоминание Сергея Миронова, показавшееся совершенно неуместным в статье о страусах. И я было уже написал гневную отповедь, но потом увидел в списке, что статья предназначалась именно что для сайта Миронова. Тогда это наоборот плюс: автор удачно привязал материал к общему формату сайта.

Виктория Нигматулина «Киножизнь Льва Толстого»

Статья интересная, складная, последовательная, написана увлекательно. Есть мелкие стилистические огрехи («навсегда завершить свой жизненный путь»), но их мало.

Слегка удивляет поверхностное отношение к документальному материалу: «Правдив этот случай или нет – не так важно.» — как это, не важно? Это же не анекдот про Штирлица, а реальный исторический эпизод, хорошо документированный, и плюс — есть кинолента. Разве на ней Толстой дергает ручку сортира?

В рамках нашей задачи минус статьи — недостаточное присутствие в ней автора. Есть слог, есть тема, есть факты. Но где автор? В чем его личная заслуга, догадка, аналитика? Где его мнение и его выводы? Исторический фильм сделали, но в прокат он не пошел. И? Статья заканчивается абзацем: «Важно, наверное, только то, что история сохранилась – наберите несколько слов в интернете, и вот вам, 1912 год, Лев Толстой. Посмотрите, удивитесь. А рассудит уж точно кто-то другой.»

Как это понимать? Сто лет уже прошло, кто теперь «другой» рассудит, если не ты, автор статьи? И что именно предлагается набрать в интернете? «кино толстой качать бесплатно»? Если в интернете доступна сама запрещенная кинолента, почему же не сказать об этом и не дать ссылку? Ведь главное технологическое отличие интернет-публицистики — возможность использовать ссылку. Поискав, я нашел. Но боже, в каком ужасном месте и каком чудовищном окружении! Может, есть ссылка лучше? Может, этим вопросом следовало озадачиться автору?

Татьяна Якутина "1 октября — День пожилого человека», Кодинск, Районная газета «Советское Приангарье»

А вот это — добрый и яркий рассказ о судьбе. Написано прекрасным литературным языком, и если в первых строках казалось, что автор слишком часто использует прилагательные («немолодую, седовласую уставшую», «тёмно-карих, почти чёрных глаз, был незащищённым и беспомощным»), то это ощущение вскоре прошло. Все хорошо у автора и со слогом, и с пониманием, и с чувством меры.

Сергей Мельник «О чем горюет белоснежный ангел», Ростов-на-Дону,сетевой журнал «REGLA»

Ровная, чистая, но излишне сухая статья, наполненная цитатами и цифрами. Годится ли она для оценки художественного слова автора? Не знаю. Честно скажу, пусть это и прозвучит цинично: в писательском деле упоминание даже 500 тысяч погибших прозвучит не так впечатляюще, как прочувственное повествование о судьбе одного из них. Я бы, как читатель, предпочел вместо сухих цифр запоминающийся рассказ, заодно и литературное мастерство автора было бы на чем оценивать.

Но особо странная у статьи концовка: «Это к вопросу о роли Егора Гайдара, способного извлекать уроки и отвечать за страну. И о светлой памяти, которой так не хватает сегодня.» Вот, оказывается, о чем была вся статья — о роли Егора Гайдара. Это вы о чем-то своем? Я, читатель, слабо понимаю, какое отношение имеет недавно умерший Егор Гайдар к голодомору 20-х годов. Просто попинать могилку? Не очень понятно и не очень красиво.

Ольга Лапина

Вот это блестящая работа. Помимо прекрасного слога и чувства стиля, автору удалось сделать ряд вещей, достаточно мастерских и технологичных, с точки зрения именно работы литератора. Во-первых, я уж не знаю, для какого сайта предназначался текст (если для кулинарного — особый зачет), но здесь совершенно естественно и непринужденно дан рецепт. Мы заметили, да? Рецепт рождественской утки прозвучал четко и полностью — хоть сейчас иди и делай. Также в общих чертах рассказано про традиционный пирог кухе — понятно, что его приготовить не так просто, но кому интересно, уже имеет примерную информацию об ингредиентах, и волен поискать точный рецепт самостоятельно. Все это, заметим, вписано в ткань повествования вполне органично. Задача для журналистики очень распространенная, но не простая. Здесь она выполнена мастерски. Еще один показатель высокого профессионального уровня — умелая композиция. Смелая, рискованная, но — блестяще исполненная. Смотрите: текст рождественский, праздничный, и начинается он с ощущения уюта, праздника, вкусной еды. Но дальше идет страшный рассказ о страшной судьбе — и переход этот сделан мягко, но решительно. Дальше (чисто драматургически) — события только накаляются, и в тот момент, когда достигается эмоциональный катарсис и полное сопереживание, автор нас «отпускает» из этого ада — вместе с героиней мы мягко возвращаемся в уют и Рождество, оставив все ужасы позади. Поэтому финальное ощущение после прочтения — это все равно ощущение праздника. Пусть, давшегося тяжелой ценой, но от этого теперь еще более любимого. Эта очень непростая сюжетная конструкция, но она выполнена автором безукоризненно.

Единственное замечание: смутило выражение «неправославные христиане». Почему оно написано слитно как «неправомочные» или «неправильные»? А христиане православные — они, значит, «некатолические»? Честно говоря, не знаю, что на этот счет говорят правила языка, но я бы посоветовал заменить в любом случае, потому что глаз действительно режет. Мы же не ставим целью задеть православных, верно? Таких вещей лучше избегать.

<< предыдущая заметка следующая заметка >>
пожаловаться на эту публикацию администрации портала
архив понравившихся мне ссылок

Комментарии к этой заметке сейчас отключены, надеюсь на понимание.