0
Другие записи за это число:
2020/11/22 - Миша Тумайкин
<< предыдущая заметкаследующая заметка >>
22 ноября 2020
Русский хипхоп: анализ мазка

Когда в машине магнитола находит «Наше радио», оно почему-то играет весь репертуар 2000 года, за 20 лет там не добавилось ни одного нового имени к обойме музыкантов конца 90-х. Остальные радиостанции гонят откровенную попсу и мусор. Впору задуматься, может, я пропустил какой-то рождающийся жанр, которым заслушивается молодежь? Решил ознакомиться с современными мастерами русского хипхопа. Или как выражается в таких случаях Шестаков, произвести анализ мазка. Нагуглил топовых имен и послушал по паре треков Моргенштерна, Элджея, Макса Коржа, Егора Крида и прочих современных. Всяких тимати слушать побрезговал, как обычно, да Каста дряхлые старики уже, считай.

Что могу сказать?

Во-первых, жанр, в котором вышеперечисленные работают, это на удивление по всем признакам называется словом «попса». То есть буквально: классическая плясовая попса под коктейльчик. Да и тексты — это тексты весеннего дрозда, зазывающего самочек, либо пребывающего в унынии, что их нет. Категория попсы никак не зависит от жанра — попса бывает и в симфонической музыке, и у лесных бардов. У нас в детстве, когда рок-музыкант начинал играть такими звуками и петь в таком стиле и на такую тематику, всегда говорили — всё, это не рок, ушел в попсу.

По атрибутике здесь — чаще всего заимствованная у негров гангста-тема: пистолеты, пачки денег, разбитые тачки, дворовые разборки. Конечно, у каждого свой уклон: мне показалось, что Егор Крид больше поет про телок, которых надо бы подснять в клубе, Элджей часто топит за подростковую депрессию («А что мне еще остается»), а Моргенштерн до смешного зациклен на теме денег, словно родился в нищей семье, — почти в каждом клипе швыряет купюры в камеру, прямо как старшеклассница осенние листья ради селфи.

По методам раскрутки — ребяты, у меня для вас плохие новости: шум явно искусственный. По той простой причине, что в Ютубе основная часть материалов связана не с песнями, а с событиями вокруг. На ключевое слово вываливается не клип, а туча его обзоров или роликов «как мы снимали клип». Что, как мы понимаем, во все времена было не признаком музыкантов, которых народ ценит за их музыку. Есть и ещё одна классическая фича — бесконечное взаимное френдование. Редкий клип обходится без приглашения друга того же ранга, с которым поют вместе. Что тоже четкий признак искусственного шума. Попробуйте для контраста набрать в Ютубе имя исполнителя, сроду не дававшего ни копейки на свою раскрутку. Не знаю, наберите «Земфира» или «Сплин» — вы получите длинную простыню залайканных народом клипов и записей с концертов, а вовсе не тонны залайканных видеообзоров о том, как Сплин дал интервью на вечеринке, как снимал клип, и какого БГ выписал спеть себе припев.

По вокалу — все они поют на мой взгляд совсем не хипхоп, каким он мне всегда представлялся. Выводят голосами какие-то сильно сэпмлированные распевки под простые мелодические заходы — ровно так же, как это было модно среди попсы девяностых, никак не относящейся к хипхопу. Если бы какой-нибудь богом забытый (сразу после отбивки денег на раскрутку) Влад Сташевский из девяностых вдруг перемешал местами слова в своих фразах, чтобы ритм стал рваный, то это бы получилось ровно то, что сейчас поют Моргенштерны, Криды и Коржи.

Некоторые имена, впрочем, выбиваются из этого ряда.

Например, Нойз МС верен классической школе хипхопа по стилю и пытается заниматься какой-то проблематикой, иногда даже социальной. Но он из старых, это такой классический рок-музыкант от хипхопа. Как, разумеется, и Вася Обломов, но его по понятным причинам я здесь не обсуждаю.

В поэтическом и художественном плане, конечно, выше всех стоит Оксимирон. Он здесь скорее бард от хипхопа в хорошем смысле этого слова — у него глубокие сложные тексты, харизма исполнения искренняя, а не гримасы напоказ с тачками и баксами, и он реально читает хипхоп, а не отвлекается на пропевку голосом танцевальных мелодий.

Какие выводы я для себя сделал:

1. Новых жанров не обнаружено. Все жанры старые, все живут по старым законам. Как и всюду, в хипхопе очень большой процент попсы и искусственно раскручиваемых проектов. Возможно, даже слишком большой. Боюсь, через пять лет никто не вспомнит и половины этих «звезд».

2. Новых поджанров, заходов и идей я тоже пока не обнаружил. В основном подражание старым добрым неграм и попытка косплеить иностранные тренды средствами провинциальной дискотеки. Импортозамещение для дворовой гопоты, не знающей английского.

3. Если у меня будет время, надо внимательней послушать Оксимирона, а лучше — почитать буквами его тексты.

Рядовой Каганов обзор русского хипхопа закончил. Разрешите идти?

<< предыдущая заметка следующая заметка >>
пожаловаться на эту публикацию администрации портала
архив понравившихся мне ссылок

Комментарии к этой заметке скрываются - они будут видны только вам и мне.

Оставить комментарий