0
<< предыдущая заметкаследующая заметка >>
15 февраля 2006
отчет о Суздальском фестивале мультфильмов

В минувшие выходные неожиданно упал на хвост сестре и кампании и съездил с ними в Суздаль на ежегодный фестиваль мультфильмов. Дай Бог каждому!

Встретил много знакомых людей — Сашу Плющева, Дениса Билунова с Юлей, Лариску Боруздину, Митю, Пушкина и много других знакомых, которых совсем не ожидал там увидеть.

Погулял по городу, вкусно поел. Правда, замерз — в Суздале минус тридцать.


фото — Александра Плющева

О Суздале.

Суздаль — дивный город, очень красивый: низкие дома, огромные просторы. Высокое небо и невероятное количество церквей. Но главное — местные люди в Суздале очень приятные: открытые, приветливые, доброжелательные. Короче, совсем не те хмурые хари, которые толпами ходят в московском метро.

О фестивале.

Фестиваль хороший. По сравнению с конвентами писателей-фантанов фестиваль анимации имеет ряд преимуществ.

Во-первых, аниматоры куда меньше пьют и вид у них куда более представительный. Никто не шатается по фойе в сомнамбулическом виде, не орет хриплым голосом, не братается и не падает на пол, засыпая. Может, дело в том, что фантасты на своих конвентах просто чувствуют себя как дома?

Во-вторых, на фестиваль анимации приезжает огромное количество красивых девушек. Некоторые сами аниматоры, некоторые просто приехали потусоваться и посмотреть мультиков, но их гораздо больше, чем мужиков, выглядят они высокохудожественно, и глаз радуют.

И, наконец, смотреть мультфильмы куда интереснее, чем читать фантастические книги и журналы. С этим, увы, никак не поспоришь.

Предлагаю сделать хорошей традицией эту случайность 2006 года: чтобы Роскон проходил в другие выходные, нежели Суздальский фестиваль.

О стерео.

Особое впечатление на меня произвел стереоролик. Если кто не знает — качественное стереоизображение в кино изобретено еще в середине прошлого века. Делается это просто: ставится два проектора, перед каждым особое поляризованное стеклышко, пропускающее световые волны только в одной плоскости. И на экран проецируется сразу два изображения — для человека, не оборудованного специальными очками, картинка кажется чуть размытой. Зато если надеть очки (тоже два поляризованных стеклышка) — то мы наблюдаем абсолютное стерео. И в какой бы точке зала ты ни находился, персонажи объемны, а если сюжет того требует, то они высовываются с экрана прямо в зал. А, например, стружки от рубанка летят прямо тебе в нос, и полное ощущение, что ты можешь махнуть рукой и поймать стружку возле переносицы.

Кстати, не надо путать качественное стерео с тем убогим сублиматом, для просмотра которого надо одевать красно-синие очки типа как «Дети шпионов». Есть лишь одна причина использовать убогую красно-синюю технологию: она не требует дополнительного оборудования в кинотеатрах, и прокат такого фильма может идти максимально широко по всей сети, очки напечатать не проблема. А вот поляризационная технология требует, разумеется, честных двух проекторов. Такое есть лишь в сети кинотеатров IMAX, а она пока не очень велика.

Остается загадкой, почему никто не спешит снимать стереомультфильмы и фильмы, ибо эффект поразительный. Из последних мультиков разве что «Полярный экспресс» имел стереовариант, но кто ж об этом знал, покупая тряпичное DVD?

О конкурсе.

Разумеется, Суздальский фестиваль — это фестиваль конкурсный. И выставить там может свою работу практически любой желающий. Мы с Маргаритой шутили на тему, что у нас тоже есть свой мультфильм, который надо было заявить. Пусть он короткий, пусть сделан за пятнадцать минут, пусть в нем примитивный сюжет и полтора миллиона анимационных огрехов. Но зато у него уже полтора миллиона зрителей, чем, пожалуй, никто из конкурсантов еще не может похвастаться!

Как положено подобному фестивалю, на закрытии происходила раздача слоников. Точный список лауреатов можно посмотреть на Animator.ru, но он ничего вам не скажет — даже мне не удалось за все дни фестиваля посмотреть все мультфильмы, что там участвовали, поэтому о многих финалистах я ничего не могу сказать.

Система определения победителей на фестивале была такова, что способна вызвать инфаркт у любого завсегдатая конкурсов фантастики. Даже не говоря об отдельном призе «Фортуна», который получает участник, выбранный вслепую.

Значит, главные призы. Слушайте и трепещите! Есть 30 мэтров анимации, которые авторитетно голосуют по всем номинациям. Из этих 30 случайным образом для каждой номинации выбирается 11 человек, чьи голоса и суммируются. То есть, суммируются — тоже громко сказано: обычно два голоса совпало — выявлен бесспорный победитель.

Вы меня спросите — зачем делаются такие сложности, где гарантия, что результаты не подтасованы, и что вообще означают эти странные цифры? Отвечаю: я не знаю ответа на этот вопрос. Более того — не знают ответа и аниматоры.

Что понравилось и запомнилось лично мне, учитывая, что смотрел я не все

-- Вся серия «Гора самоцветов», особенно мульт Кузнецова (akuaku) про чукотского ворона, мульт Черновой и др. Судя по превалирующей шедевральности персонажей и гэгов второго плана (лиса и крабы вызывали аплодисменты зала) мульт Кузнецова мог быть намного лучше, если бы и сценарий писал тоже он самостоятельно. Извините.

-- Мультфильм про ворону «Лу» — мило.

-- Анонс мультфильма «Девочка и крот» понравился — очень смешно и качественно. За песню с припевом «Жизнь — краткое мгновенье упадка и гниенья, жизнь — краткое мгновенье упадка и гниенья» — особый респект. Будет ждать выхода полного метра.

-- Ну и конечно же совершенно зря занял какое-то там третье место (должен был стать финалистом на мой взгляд) мультфильм Бубнова («Клиника» («позовите рентгенолога») — это из его первых работ), он назывался «Доктор Ватсон и Шерлок Холмс». В отличие от прочих мультов, которые нигде ни скачать ни посмотреть, вот здесь можно скачать половину: http://vision.rambler.ru/public/s/u/suzdalfest/1/holms/holms-med.avi (10мег). Поверьте — хоть это и половина, но это все равно ОБЯЗАТЕЛЬНО посмотреть, потому что дивно.

Есть у фестиваля анимации и большой минус по сравнению с фестивалем фантастики. Читатель, вернувшись с конвента, запросто может купить книжку понравившегося автора или просто скачать в сети его тексты. Работы же аниматоров, выставленные на фестивале, не найти нигде и никогда, ни за деньги, ни за траффик. Если вам вдруг станет известно, где скачать хоть какие-нибудь мультфильмы из тех, что были на этом фестивале — напишите мне, буду очень благодарен.

О главном финалисте — мультфильме «Молоко».

В большинстве номинаций профессионалы однозначно выбрали фаворитом мультфильм «Молоко». Это не первый приз «Молока» на элитных мультфестивалях страны. Сам мультфильм я не видел, а мои непрофессиональные знакомые, что смотрели его, лишь хмурились, морщились, отводили глаза и говорили, что он тяжелый и на любителя. Зато я подслушал в столовой разговор высоких элитных профессионалов. «Великолепная работа! — восклицал один профессионал. — Эта бесподобная сцена, когда он отковыривает болячку и съедает ее!» Ему вторил собеседник: «Очень смело! Очень сильно! И эта тема молочницы! Вроде каждый взрослый человек об этом знает, но так сказать об этом! Так сказать!» Тут вступал в разговор третий профессионал: «А эта улыбка на мотоцикле? Улыбка-то какая! А сцена мастурбации на кладбище?! Неслыханной красоты сцена мастурбации на кладбище!!!» И я ушел из столовой задумчивым, и думал я — хорошо это или плохо, что мне не удалось посмотреть «Молоко»?

В других номинациях профессиональное элитарное жюри Суздальского фестиваля выбрало победителями мультфильм «Город» и мультфильм «Признание в любви». К сожалению, их я тоже пропустил, поэтому не смогу поделиться впечатлениями. Разве что посмотрите картинки:


Надо сказать, что не все мультфильмы фестиваля мне понравились. Многие, но не все. Оно и понятно — я ничего не смыслю в анимации, тем более не являюсь элитным профессионалом. Я простой зритель — тупой и неподготовленный, мне чужды высокие материи, а жажду я всеми фибрами своей попсовой души самого что ни на есть низменного: ярких и четких картинок, ровненьких движений и интересного сюжетика с качественной озвучкой. Поэтому я тут набросал маленькую инструкцию, как сделать мультфильм, который мне, зрителю, не хотелось бы посмотреть.


КАК СДЕЛАТЬ ОТСТОЙНЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ
советы начинающему аниматору от начинающего зрителя

1. В мультфильме всю дорогу должна играть музыка. Желательно — классическая. Лучше всего — рояль. Можно и не рояль, но что-нибудь тягучее. Автор музыки, разумеется, не должен об этом знать.

2. В мультфильме все должны танцевать. Если в мультфильме никто не танцует под музыку — мультфильм не удался. Мультфильм без танца — анимация на ветер.

3. Мультфильм должен быть нарисован в такой авангардной манере, чтобы зритель не мог рассмотреть ничего. Например, обмакните банный веник в ведро чернил и проведите пару раз по листу ватмана — первый кадр готов.

4. Движение в мультфильме должно передаваться при помощи наслоения одного кадра на другой. Не следует баловать зрителя частой сменой кадров — пусть рассмотрит кадр в мельчайших деталях, начнет скучать и вертеться: теперь пришло время показать следующий.

5. Если в каком-то эпизоде вообще нет необходимости менять кадр, то в кадре должно хотя бы что-то трепыхаться туда-сюда — какие-нибудь пятна или мазки. Это будет напоминать зрителю, что он смотрит не диафильм, а крутую анимацию.

6. Запомните, вот лучшие друзья аниматора: мухи, птицы и качели. Именно про них надо делать мультфильмы. Пусть танцуют под рояль.

7. Сценарий мультфильма должен написать сам аниматор как умеет. И не спешите это делать заранее — была бы анимация, сценарий придет сам в разгар работы. Если не придет — ничего страшного, зато анимация.

8. Сюжет в анимации — буржуазный предрассудок, признак попсы и дешевки. Главное — передать зрителю настроение, рояль и мух.

9. В мультфильме должна быть гуманитарная идея, чем толще — тем лучше. Война — бяка. Убивать — фи. Природа — вау, наше всё, особенно мухи.

10. Но самое главное: титры в мультфильме (даже если это курсовая работа) обязательно должны быть на английском языке. Вдруг Голливуд заинтересуется?


<< предыдущая заметка следующая заметка >>
пожаловаться на эту публикацию администрации портала
архив понравившихся мне ссылок

Комментарии к этой заметке автоматически отключились, потому что прошло больше 7 дней или число посещений превысило 20000. Но если что-то важное, вы всегда можете написать мне письмо: lleo@lleo.me