0
<< предыдущая заметкаследующая заметка >>
05 июня 2011
Киров: фестиваль "Родная речь - 2011"

Вернулся из города Кирова (мне все-таки больше нравится старое название Вятка) с фестиваля «Родная речь». Было очень насыщенно и интересно, да и город немного посмотрели. На снимке — очень удобные креативные скамейки в парке.

Но сначала о фестивале. Директор конкурса Нина Зверева сумела и в этот раз (если помните, прошлой осенью я рассказывал о фестивале в Ясной поляне) организовать незабываемое мероприятие. Фестиваль ориентирован на радио- и тележурналистов, но были и номинации «публикация в интернете», там я участвовал в жюри. Были и вели мастер-классы:
— Владислав Флярковский (канал «Культура»)
— актриса и преподаватель сценической речи Марина Ливанова (видели бы вы, как она за ужином изображала сценки: Доронину, читающую стих в рыдающей манере; студента Гоги Автандиловича, пришедшего на прослушивание в театральный вуз и др. — это обалденно смешно).
— ведущая Светлана Сорокина
— лингвист Максим Кронгауз
— специальный гость Виктор Шендерович устроил творческий вечер
— Дмитрий Быков прочел пламенную лекцию о Щедрине

Я немножко поснимал мобильничком, просто для интереса, как пример того, что происходило на фестивале. Кликаем на ссылки, а когда в окне над ними появится нужный ролик, нажимаем на нем play:

Виктор Шендерович «No pasaran»
Виктор Шендерович «Сын», «Парихмахер»
Виктор Шендерович «Авокадо»
Максим Кронгауз
Марина Ливанова
Светлана Сорокина

Ну а теперь немножко фоток.

Встречать поезд в Вятке прилетел ручной волнистый попугайчик и сел на окно купе Шендеровича и Флярковского. Поймать его нам не удалось — перелетел на столб:

Заседания жюри, окончательное обсуждение работ:

Выступление финалистов фестиваля, подготовивших творческие задания:

Город Вятка по-северному красив. Дорога к набережной:

Обалденной красоты храмы в Вятке — с черными куполами:

Женский монастырь заметен издалека:

Вятка имеет древнюю историю, местами — страшноватую. Поразил рассказ экскурсовода о битве в овраге — не помню, кого шли воевать вятичи, может, татар, да прямо у города в овраге встретили полки братьев-славян, идущих по той же надобности, да случайно не разобрались и перебили друг друга, ошибка вышла. Рассказывают, что погибло 4000 человек, похоронили в одной братской могиле. Россия. Когда эта история рассказывается погожим летним днем спокойным голосом экскурсовода, слегка мороз по коже.

В литературном плане город Вятка славен тем, что здесь жили Герцен, Салтыков-Щедрин и Грин.

Грин, хоть и родился здесь, но когда чуть подрос, сразу уехал к морю и алым парусам. А вот остальные писатели попадали в Вятку в ссылку. Ссылка в Вятку была популярна в царское время, это и называлось «сослать в места не столь отдаленные». Смысл выражения в том, что места отдаленные — это Сибирь, а вот не столь отдаленные — это Вятка, более мягкая мера.

Скворешники во дворике дома-музея Салтыкова-Щедрина. Здесь он писал своего "Премудрого скворца". Шутка.

Салтыков-Щедрин в Вятке тосковал, играл в карты и щеголял в столичных нарядах. Служил он в своей ссылке чиновником (дворянин же все-таки, надо работу дать), и по иронии судьбы в итоге руководил тем учреждением, которое должно было контролировать ссыльных. То есть буквально — управлял тем, что должно управлять им. Россия. Экскурсовод музея утверждает, что на своем посту сильно боролся с взяточничеством, которое в тогдашней Вятке процветало сильно (в отличие от Вятки нынешней, — повторила экскурсовод несколько раз). Еще Салтыков-Щедрин любил играть в карты — он мог проиграть за вечер свое годовое жалование. Но маменька присылала ему деньги. У маменьки были дети любимые и нелюбимые (так им в лицо и говорила), но ссыльный писатель был из любимых, пока не женился на местной.

Цитаты Салтыков-Щедрина о Вятке и дамах. Говорят, писал для маменьки, которая волновалась, что он в Вятке женится. Впрочем, женился.

Дом-музей Щедрина — один из немногих музеев, где разрешается трогать вещи и мебель. В кресле Щедрина даже можно посидеть. Чем и воспользовался Максим Анисимович Кронгауз:

Вообще в этом кресле очень хорошо думается о России:

У Александра Грина тоже было в биографии немало удивительного. Например, в семье было несколько детей. Но не сразу. Поначалу детей не было, и родители от отчаяния взяли девочку из приюта. А когда дети завелись (мать потом умерла), девочку сдали обратно в приют. Хотя четверо детей в семье или пятеро — на мой взгляд, уже погоды не делает. Но сдали. Сам Грин сбежал из дома в теплую Одессу в моряки, потом был террористом (состоял в одном из тех обществ, что бомбы в царя кидали), был за терроризм судим, с женой (сестрой милосердия) познакомился в тюрьме. Но потом ее бросил. Романтика, алые паруса. Но я сделал для себя вывод, что лучше о писателях знать меньше.

В доме-музее Александра Грина больше всего понравился его столик. Там среди бумаг и чернильниц лежит неизменный девайс той эпохи — меловой планшет. Лежит на столе Грина, показывая нам, что в мире ничего не меняется, лишь чуть-чуть техника совершенствуется. Для сравнения возьмем iPad, найдите отличия:

Ну еще несколько городских снимков разных табличек, вывесок и надписей, которые я так люблю фотографировать, потому что это дает почувствовать уникальный городской колорит. Гораздо больше любопытного видели из окна автобуса, но не было возможности сфотографировать. Особенно потрясла воображение городская синяя будка — что-то среднее между газетным ларьком и огромным почтовым ящиком, с надписью «БУДКА ГЛАСНОСТИ». Для чего она — я не понял, видимо, сюда полагается опускать анонимные жалобы и пожелания для городской администрации. Но «Будка гласности» украшена потрясающим лозунгом, вдумайтесь: «Будет контроль — будет порядок». Напоминаю: будка гласности. Ну а вот фотки с пешеходной прогулки по главным улицам:

Три кита
Чем меньше город — тем больше шансов найти всё сразу в одном месте.
Самбо...
Объявления...
Дом образцового содержания и высокой культуры быта
Непростая семья: Олечка и Саша умело пристегнулись к Софье и Александру.
Неудачный мемориал: очень скверные стихи с пунктуационными ошибками. По сути надпись предлагает посетителю мемориала напомнить камень всем забывчивым. И действительно, при чтении такой пунктуации каменеешь.

По последней фотке: у поэта Овидия много хороших стихов, то ли специально выбрали самое плохое, то ли кто-то из начальства подправил текст.

Спасибо фестивалю за это прекрасное путешествие! Спасибо Нине Зверевой и ее центру «Практика», спасибо мастерам, спасибо участникам конкурса и финалистам.

Пару слов о финальных работах в номинации «Интернет». Работы были разные — от блестящих до слабых, но в среднем уровень вполне хороший. Главное — интернет по качеству контента давно уже не плетется в хвосте у бумажной прессы, а порождает порой гораздо более профессиональные статьи. При этом любопытно, что из финалистов, публиковавшихся в интернете, двое (Краснов и Нехаев) оказались немолодыми профессиональными журналистами с 30-40-летним (!) стажем работы в прессе. Неудивительно, что они вышли в финал, — с таким-то талантом и опытом! Удивительно другое: что они теперь работают для интернета. И это одна из любопытных тенденций.

По поводу тенденций в самих работах, из типичных минусов я бы отметил вот что:

1. Многим не хватает умения выстроить материал. Хочется говорить обо всем сразу, но чтобы статья была настоящей статьей, нужна профессиональная схема: вступление, кульминация, итог. Вот этого умения красиво заявить тему, тщательно проанализировать и раскрыть, и закончить эффектным выводом — этого многим не хватает.

2. Очень любопытная тенденция в работах — недовольство властью и страной. Любопытна она не самим фактом недовольства (все мы прекрасно понимаем, что поводы есть), но удивительным отсутствием персонализации. Мол, враг есть, он известен и все время за кадром. И все настолько к этому привыкли, что «плохую власть» журналисты начинают обвинять уже до смешного во всем: бухгалтер частной фирмы недоплатил налоги и его оштрафовали — виноваты власти, в троллейбусе давка при входе — виноваты власти, новый памятник Гагарину поставили, да автору не понравился, — виноваты власти, исчезают из глухих деревень и сел уникальные древнерусские диалекты — даже тут власти виноваты! Смешно? Смешно. «Хорошая теория. Многое объясняет.» (с) фильм «О чем говорят мужчины.» Но не попытка ли это снять с себя ответственность за происходящее в родном городе?

Это так, вкратце о тенденциях. Ну а для тех, кому интересны итоги и рецензии:

итоги, финалисты и рецензии в номинации «Интернет»
«АВТОРСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ»:

1) Нехаев «То, что прежде ума глаголет»
2) Полякова «Счастье из пробирки»
3) Краснов Альпийские сны
4) Санберг «Консерватизм языка и модернизация»
5) Грушевский «До чего дошел прогресс»

«ИНТЕРВЬЮ»:

1) Захарова «Нешуточный Бабл-Гам»
2) Краснов «Вечное перо Виталия Бианки»


АВТОРСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ:

Курс – на белое безмолвие!

Неплохой складный текст, стиль немного официален. Явно будет интересен яхтсменам. Но я, как простой читатель, предпочел бы меньше названий и дат, а больше информации о самом проекте. Какова была цель плавания? Удалась ли она? Кратко сказано, что соревновались с какой-то еще яхтой. В чем был смысл соревнования? И кто эти люди? Дети бизнесменов, купившие яхту для
экстрим-путешествия? Профессиональные моряки-инструкторы? Спонсорский проект? Что за компания РУСАРК? Что касается описания путешествия, я бы предпочел больше рассказов об интересных случаях. Видели дельфинов, обогнули остров, вокруг много льда... — мне, как читателю, слегка не хватало событий.

До абсурда сильное государство

Статья-жалоба на чиновничью бюрократию на основе частной истории. Но при чем тут государство? Ну, оштрафовали фирму на двести баксов за недоплаченный налог. Можно подумать, налоговые недостачи по вине бухгалтера в какой-нибудь Германии вызовут у предпринимателя меньше проблем.

Рецензия на книгу С.Кузнецова

Хороший легкий слог, доступное изложение. Выбраны примеры, описано, о чем книга. В качестве рецензии — хорошо. Но есть и непростительные небрежности, взять хоть первую фразу: «С Сергеем Кузнецовым я знакома преимущественно в качестве писателя» Я знакома в качестве писателя.

Камера, мотор!

Неплохая рецензия на фильм, написано легко, по канону, как принято писать. Но это и минус — слишком классический текст, хотелось бы откровений и искры.

Консерватизм языка и модернизация

Любопытная (хоть и рискованная) игра со стилем, четкая авторская позиция, написано увлекательно. Да и тема выбрана интересная и проанализирована на совесть.

Шоколадный миллениум в Париже

Интересная путевая заметка. Из недостатков: не хватает глубины анализа. Ну, попались хулиганы, ну темнокожие.

Так где же мы застряли?

Очень умная, грамотно написанная статья. Тема спорная, но автор умело и красиво доказывает свою правоту. Серьезный минус: в статье не хватает актуальности для сегодняшнего дня. Такое же разочарование я испытал в детстве, прочитав книгу по истории медицины «Охотники за микробами» — ее блестящий исторический анализ останавливался буквально перед открытием антибиотиков, а ведь тут и началось самое интересное. Не хватает развернутой детализации именно для сегодняшних реалий, а также авторских прогнозов и предложений. Это же конкурс журналистики, а не исторических монографий.

Общие правила, и никаких понтов

Легкий слог, лаконичность, адекватное владение жаргоном. Из минусов — не хватает системы, композиции: начали с зимних прыжков, как о сокровенном, но осталось неясным, при чем тут именно зимние прыжки, если и о летних в таком объеме не рассказать.

До чего дошел прогресс

Симпатичная статья, современная, для интернета.

Счастье из пробирки

Красивая статья — с первых же строк. Ярко и умело написано, грамотно выстроено, подобраны понятные образы, чтобы пояснить неясную читателю специфику, тонко и точно расставлены все волнующие обывателя акценты (например о стоимости и квотах). Очень профессиональная журналистская работа.

День сурка

Видимо, предполагалась центральная идея, которая описывается вопиющими ситуациями саратовского и мирового быта. Но тема автору не далась. На месте приземления Гагарина администрация поставила что-то. Что именно — автор не рассказал, но предлагает нам поверить на слово, что это совсем не то, что хотелось бы ему. Потом уволили какую-то Айдарову, или не уволили, а перепутали новости в местной газете... И что? Самая прекрасная цитата: «Год назад мы написали во «Взгляде» статью с инструкцией для пассажиров – какие права у них есть, и как они могут их отстаивать. В течение этого года я не видел в автобусах ни одной ссоры пассажира с водителем или кондуктором. Всех устраивает быть стадом.» Вот так жалость! Работа впустую, саратовцы все равно не скандалят с водителем! Но главное — почему этот набор претензий озаглавлен «День Сурка»? Если кто не в курсе, «День Сурка» — это, напротив, фильм о том, как раздраженный человек, недовольный окружающим миром, смог в итоге полюбить этот мир, начал терпеливо работать над тем, чтобы сделать мир лучше, и только тогда обрел гармонию.

Несогласные и Сингапур

Любопытная информация, но по форме это не статья, а комментарий, причем не в тему. Как если бы кто-нибудь пожаловался в интернете на штрафы, а вы ему — «зато в Сингапуре Лансер — ого сколько стоит!» И что? Какая связь со штрафами? А в Москве жилплощадь одна из самых дорогих в мире, сингапурец должен радоваться повышению квартплаты? Для статьи не хватает центральной структуры, вывода, правильной подачи материала и главное — анализа темы. Самое смешное — штрафы придуманы, чтобы огорчить нарушителей, и повышают их, когда нарушители огорчаются слабо. А автор как бы утешает нас: наплюйте и нарушайте дальше, по меркам Сингапура вы все равно заплатите копейки.

Живая «Кубань» и неживой «Ростов»

Хороший грамотный футбольный обзор, по формату. Без стилистических подарков и интеллектуальных прорывов.

То, что прежде ума глаголет

Вот это прекрасный материал без комментариев.

Сетевая лихорадка

Из статьи понятно только, что автор открыл для себя интернет и видит в этом пользу. Но пользователи интернета это знают сами, а остальные ничего в статье не поймут.

Новая школа: детки в клетке

Статья как статья. Из минусов — слишком казенный слог, не хватает легкости.

Альпийские сны

Приятная путевая заметка, написана прекрасным языком с красивыми образами. Удачно цитируется Карамзин.

Страшно ужасно

«Помните: мысль материальна. Это не выдумка психологов и эзотериков. Это доказано с помощью квантовой физики!» Жаль, что не приведены формулы доказательства. В целом статья пронизана радостью ребенка, который тайком от мамы скушал немытое яблоко, и теперь делится с одноклассниками этим жизненным опытом, сам еще не решив, то ли мама врала, то ли отвага победила микробов при помощи квантовой физики.

ИНТЕРВЬЮ:

«Вечное перо Виталия Бианки»: Очень красивая, добрая и умело сделанная работа.
Deep Purple, Джон Лорд: Парень с хвостом
на голове»
: Хорошее толковое интервью.
Нешуточный Бабл-Гам: Прекрасная работа, интересные вопросы, удачная компоновка.
«Руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко»: обычное
«Джаз не имеет цвета»: Интервью. Ровно, неплохо.
«Капустина не так информируют»: Не знаю, как это оценивать.
Сниткова Новосиб: Так, интервью.
«Обнять убрщицу»: Живенько.
Палата дала мне самое важное: До середины интервью читатель думает, что речь о больнице и враче — палата ведь. Но оказывается, что это интервью то ли с чиновником, то ли с бизнесменом. Забыть представить читателю героя интервью — феерическая ошибка журналиста. Что касается материала, у чиновников брать заказное интервью тяжело — острых вопросов не задашь, ярких ответов не услышишь. Люблю жену, хочу мира. Что еще расскажет чиновник? Как ему взятку предлагали или угрожали?

<< предыдущая заметка следующая заметка >>
пожаловаться на эту публикацию администрации портала
архив понравившихся мне ссылок

Комментарии к этой заметке скрываются - они будут видны только вам и мне.

Оставить комментарий